Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Социально-коммуникативное развитие

    Коммуникация как показатель социализации детей 6–7 лет в инклюзивной образовательной среде
    СДО - 2024. - №4 с. 38-47
    Марченко А.И. , Мурашова И.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    677

    Актуальность. В статье освещается проблема коммуникации и социализации старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и с нормальным речевым развитием, посещающих подготовительные к школе группы комбинированной направленности детского сада. В последние годы в детских садах все чаще функционируют группы комбинированной направленности, являющиеся инклюзивными, что вызывает необходимость поиска результативных путей психолого-педагогической работы.

    Цель. Изучить состояние коммуникации дошкольников 6–7 лет с тяжелыми нарушениями речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием, в соотношении с показателями их социализации в инклюзивных образовательных условиях.

    Выборка. В исследовании приняли участие 60 обучающихся 6–7 лет, посещавших подготовительные группы комбинированной направленности МБДОУ г. Иркутска детский сад №153. Из них 30 дошкольников были с нормальным речевым развитием и столько же с тяжелыми нарушениями речи.

    Методы. В исследовании использовались методики: «Изучение общения и характера межличностных отношений» (Айзман и др., 1994); методика экспертной шкальной оценки сформированности социальных форм поведения старших дошкольников А.М. Щетининой и Л.В. Кирс (Щетинина, 2000).

    Результаты. Установлено, что дети 6–7 лет с нарушениями речи имеют достоверно более низкие показатели коммуникации и социализации, чем сверстники с нормальным речевым онтогенезом. Показано, что изучение уровня коммуникации дошкольников может служить как надежным показателем их предшкольной социализации, так и основой для определения условий психологического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в инклюзивной среде.

    Выводы. Были получены данные о коммуникации дошкольников, обучающихся в инклюзивных условиях. Во-первых, постоянное общение детей 6–7 лет, имеющих нормальное речевое развитие со сверстниками с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзии, не оказывают пагубного влияния на их коммуникативное и социальное развитие. Во-вторых, несмотря на то, что у детей 6–7 лет тяжелые нарушения речи обусловливают несовершенство формирования коммуникативных навыков и, в целом, их социализации, у всех дошкольников повышение частоты коммуникации со сверстниками положительно влияет на их социальное развитие.

    Ключевые слова: группы комбинированной направленности тяжелые нарушения речи коммуникативные навыки социальное развитие инклюзивная образовательная среда
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-38-47
    Крашенинников Е.Е. Проблемы психологического развития ребенка в зеркале игры в театр кукол: Театр Петрушки
    СДО - 2024. - №2 с. 22-32
    Крашенинников Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1116

    Актуальность. Проблемы театра кукол в детском саду анализируются в статье на пересечении двух областей психологического знания: психологии игры и психологии искусства. Постановка вопроса, в какой мере игра с дошкольниками в театр кукол является искусством и игрой и несет развивающий эффект, позволяет обнаружить новые особенности организации театрального процесса в детском саду.

    Цель. Изучение возможностей одного из видов театра кукол (театра Петрушки) для психологического развития детей дошкольного возраста.

    Методы. Исторический анализ; феноменологический анализ; анализ кейса (в статье проанализирован опыт постановки «петрушечных» спектаклей в ДО «Белый кролик» ГБОУ «Школа № 547» г. Москвы; изучено выстраивание внетеатрального пространства (как предметного, так и деятельностного), проектирование языковой среды спектакля).

    Ход исследования. В статье представлена краткая история театра Петрушки в России с его характерными свойствами: площадной характер, импровизация и нарушение принятых в определённых слоях общества норм; это помещает петрушечные представления в пространство «карнавальной культуры» М.М. Бахтина и русской смеховой культуры Д.С. Лихачёва. Предлагается рассмотрение театра Петрушки как формы работы с нормативным пространством, расшатывания его как с целью развития творческого отношения к норме, так и для раскрытия более глубоких взаимосвязей в окружающем мире.

    Результаты исследования. Превращение театра Петрушки в агитационное или детское представление с однозначной моралью лишает его специфики и заложенных возможностей. В статье изучается поведение дошкольника во время спектакля, которое может выражаться в непосред­ственной реакции на происходящее или в отстранённо-зрительском; обе позиции выводят детскую деятельность за пределы и игры, и искусства. «Петрушечный» театр, в котором нормой является натуральное и активное восприятие происходящего, становится опосредствующей формой, в которой происходит становление новой нормы соприкосновения с произведением искусства.

    Выводы. Театр Петрушки является культурной формой нарушения нормы: норма нарушается в нормативном, особо сконструированном пространстве театрального действия, когда нормативное пространство ребёнка расширяется, и открывается пространство возможностей для собственного творчества.

    Ключевые слова: развитие театр кукол смех нормативное пространство непосредственное и опосредованное восприятие создание новой нормы
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-22-32
    Логачева Л.Р., Черникова Т.А. Особенности реализации социального развития дошкольников
    СДО - 2021. - №3 с. 34–45
    Логачева Л.Р. , Черникова Т.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1578

    Актуальность (контекст) тематики статьи. В статье представлены результаты исследования проблемы социального развития дошкольника как субъекта деятельности и поведения в дошкольной образовательной организации. Обеспечение эффективного социального развития ребенка выступает важным аспектом современного дошкольного образования. Оно предполагает обучение детей социальному взаимодействию, формирование начальных основ социальной компетентности. Для этого в организациях дошкольного образования необходимо создание развивающего пространства формирования социального опыта ребенка. Однако пока организация процесса социального развития не приобрела завершенную концептуальную, методическую и технологическую основу. Возможность проявления дошкольниками субъектности в процессе социального развития оказывается в значительной степени ограниченной, а образовательная среда дошкольных образовательных учреждений недостаточно обеспечивает развивающую составляющую.

    Цель проведенного исследования – определение концептуальных подходов к социальному развитию дошкольников и готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к его реализации. Анализировалось понимание педагогами особенностей социального развития и психолого-педагогических условий, необходимых для его осуществления.

    Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 48 воспитателей 5 дошкольных образовательных организаций г. Бирска Республики Башкортостан. Воспитателям предлагалось ответить на вопросы, которые отражают понимание ими особенностей социального развития ребенка, его организации. В процессе исследования применялась специально разработанная анкета.

    Результаты исследования. Имеются проблемы в понимании педагогами дошкольных образовательных организаций особенностей организации процесса социального развития дошкольников. Основу исследования составили идеи Л.С. Выготского об освоении ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность, теории личностно-развивающего образования и субъектно-деятельностного подхода. В исследовании важным, основополагающим при изучении особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста являлось положение в контексте учения Л.С. Выготского о рассмотрении развития ребенка как субъекта поведения в раннем детстве. Становление субъектности предполагает строительство внутренней культуры, внутренней свободы и подлинной социальности. Основанием и движущей силой социального развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью социальных ролей. Результатом исследования является выявление особенностей психолого-педагогических условий организации социального развития дошкольников. В статье раскрываются исходные положения о ребенке как субъекте детских видов деятельности и поведения в дошкольном возрасте, методы социального развития дошкольников.

    Выводы. Проведенное исследование позволяет увидеть необходимость изменений в реализации социального развития в дошкольном образовании. Важными аспектами преобразований, исходя из концепции развития ребенка как субъекта в период дошкольного детства, становятся обновление содержания социального развития в дошкольном образовании, видов детской деятельности, разработка новых форм и методов взаимодействия педагога и детей. Среди методов и технологий социального развития ведущими должны стать активные и интерактивные, в которых ребенок выступает активным субъектом и деятелем. С этой целью в дошкольных образовательных организациях должна быть создана эвристическая, продуктивная образовательная среда.

    Ключевые слова: дошкольный возраст дошкольное образование социализация социальное развитие субъект деятельности взаимодействие
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-34-45
    Собкин В.C., Рябкова И.А., Созинова И.В. Эмоциональное самочувствие ребенка-дошкольника в семье (по материалам психологического анализа детских рисунков)
    СДО - 2024. - №1 с. 4-18
    Созинова И.В. , Собкин В.С. , Рябкова И.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1758

    Актуальность. Статья посвящена проблеме сравнительного анализа рисунков дошкольников на тему «Моя семья», воспитывающихся в полной или неполной семье. Данная тема крайне актуальна не только по причине роста разводов в России и связанными в связи с этим трудностями воспитания и развития маленьких детей, но и с точки зрения метода сбора данных. Обычно в подобных исследованиях используются опросы родителей и других заботящихся взрослых, в то время как «голос ребенка» остается не учтенным. Цель настоящей работы – исследовать возможности использования детского рисунка для диагностики своеобразия социальной ситуации развития в современной семье и эмоционального самочувствия ребенка в семье.

    Методика и ход исследования. В работе использовалась проективная методика «Рисунок семьи» в модификации авторов. В исследовании приняли участие 44 ребенка от 4 лет 9 месяцев до 7 лет, средний возраст 5 лет 10 месяцев; 18 мальчиков и 26 девочек (41% и 59%).

    Результаты проведенного исследования позволили подтвердить инвариантность значимости различных параметров детского рисунка на тему «Моя семья» на протяжении последних 25-ти лет. Выявлены три ключевых биполярных фактора оценки детских рисунков семьи: «Структурированные отношения в семье – Доминирование взрослых», «Включенность в структуру семьи – Отстраненность от семьи» и «Одиночество – Позитивная эмоциональная связь с отцом».

    Выводы. Полученные данные позволяют зафиксировать особенности эмоционального самочувствия современных мальчиков и девочек, воспитывающихся в полных и неполных семьях. Во-первых, в рисунках девочек отчетливо проявляется позитивное эмоциональное самочувствие, идентификация с матерью и ориентация на традиционные полоролевые отношения в семье, в то время как рисунки мальчиков отличает доминирование родительской позиции взрослых и идентификация ребенка с семьей как особой социальной группой. Во-вторых, эмоциональное самочувствие детей из неполных семей явно хуже, чем у детей из полных семей, причем в наиболее сложной социальной ситуации развития оказываются мальчики из неполных семей.

    Ключевые слова: дошкольники семейные отношения детские рисунки рисунок «Моя семья» дети из неполных семей гендерные различия у дошкольников благополучие дошкольника
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-1121-4-18
    Чернокова Т.Е. Диалектическое не только мышление: роль диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка
    СДО - 2021. - №6 с. 37–44
    Чернокова Т.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    928

    Актуальность исследования. Диалектическое мышление может выступать как средство решения субъектом коммуникативных и личностных задач. Диалектическая стратегия решения таких задач позволяет субъекту выявлять все многообразие характеристик, в том числе взаимоисключающих, и трансформировать их. Это способствует более толерантному отношению субъекта к окружающим людям и к самому себе и, следовательно, успешной социализации.

    Методы исследования. Представлен анализ исследований, проведенных в рамках структурно-диалектического подхода, по вопросам развития личности и социализации ребенка дошкольного возраста. В соответствии с гипотезой определены направления исследований.

    Первое направление – изучение диалектических структур в произвольной саморегуляции и психолого-педагогических условий, способствующих формированию диалектической стратегии саморегуляции у детей дошкольного возраста.

    Второе направление – изучение диалектических структур в Я-концепции и возможности формирования у детей дошкольного возраста диалектических механизмов трансформации противоречий, возникающих в процессе самопознания.

    Третье направление – изучение диалектических структур в социальной перцепции и условий формирования диалектического социального интеллекта у детей дошкольного возраста.

    Выводы. Изучение диалектических структур в развитии личности и социализации ребенка позволит расширить возможности применения структурно-диалектического подхода в практической психологии. Важно развивать диалектическое мышление у детей уже в дошкольном возрасте. Формирование диалектической установки по отношению к себе, людям и событиям может способствовать гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой. Такое понимание открывает перспективы разработки методик психологической коррекции межличностных отношений и личностного развития на основе формирования диалектического мышления у детей, а также разработки теории и практики диалектического консультирования и диалектической психотерапии.

    Ключевые слова: структурно-диалектический подход диалектическое мышление произвольная саморегуляция Я-концепция социально-перцептивные способности дети дошкольного возраста
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-37–44
    Якшина А.Н., Смирнова В.Н. Косвенная поддержка игры: влияние сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников
    СДО - 2024. - №2 с. 33-47
    Смирнова В.Н. , Якшина А.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    1370

    Актуальность. В настоящее время в большинстве дошкольных групп констатируется минимальный уровень качества условий для поддержки игры, стоит задача повышения качества сопровождения игры. В статье рассматривается развивающий потенциал регулярной практики сочинения историй как составляющей косвенной поддержки игры дошкольников.

    Цель: анализ влияния регулярного опыта сочинения историй на развитие сюжетно-ролевой игры.

    Методы: 38 детей 6-7 лет из двух дошкольных групп приняли участие в педагогическом эксперименте (продолжительность – 7 месяцев). Для стартовой и повторной диагностики уровня игры использовались методика Е.О. Смирновой и параметр двухтактности игры Л.И. Элькониновой; для оценки уровня развития воображения – методика Е.Е. Кравцовой «Где чье место». В экспериментальной группе создавались условия для развития сочинения детьми историй по их рисункам. Эффективность педагогиче­ского эксперимента оценивалась по наличию сдвига в уровне развития игры и воображения в экспериментальной и контрольной группах.

    Результаты: на основе анализа 600 детских историй были выделены 3 типа историй по рисунку и описаны 5 траекторий развития детского сочинительства. В ходе эксперимента дети переходили от описания рисунка или последовательности действий к развернутым историям с кульминационной структурой. Только в экспериментальной группе выявлены значимые различия в уровне развития игры и воображения до и после педагогического эксперимента (p<0,01).

    Выводы. Регулярное сочинение историй – значимое условие развития когнитивного аспекта игры, связанного с замещением, символическими действиями ребенка, особенностями сюжета, а также аффективной стороны игры, связанной с созданием ситуации вызова и ответа на него. Сочинение историй может рассматриваться как дополнительное условие (часть косвенной поддержки), расширяющее возможности играющих детей. Результаты могут быть использованы при разработке стратегии комплексного сопровождения детской игры в дошкольных организациях.

    Ключевые слова: игра сочинение историй сюжетно-ролевая игра сопровождение игры дошкольный возраст
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-33-47
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью