Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Качество образования

    Белолуцкая А.К., Воробьева И.И., Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б. Условия для развития творческих способностей ребенка: результаты апробации инструмента оценки качества образования в детском саду
    СДО - 2021. - №2 с. 12–30
    Шиян И.Б. , Зададаев С.А. , Воробьева И.И. , Шиян О.А. , Белолуцкая А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    2777

    В статье представлено описание результатов разработки и апробации шкалы оценки условий для развития творческих способностей в детском саду. В обзорной части в качестве значимой тенденции современной психологии образования обсуждается процесс «демократизации понятия творчества» и изменение представлений о важности развития творческих способностей в дошкольном детстве. Методологической основой работы являются структурно-диалектический подход (Н.Е. Веракса, 2005), где для описания интеллектуального творчества используется конструкт «диалектического мышления» – системы умственных действий, позволяющих продуктивно решать противоречивые ситуации; концепция воображения как способности «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой (Ильенков, 1984; Дьяченко, 1996); подход к разработке шкал оценки качества образовательной среды семейства ECERS.

    Представленная в статье шкала оценки условий для развития творческих способностей в детском саду включает четыре показателя: понимание процессов развития, вопрошание, изобретательство и преобразование противоречий, воображение.

    В апробации приняли участие 32 дошкольные группы. Валидность инструмента оценивалась методом контрастных групп, выделенных на основе экспертных оценок. Надежность определялась методом согласованности экспертных оценок: в 13 группах эксперты проводили оценку попарно и независимо друг от друга. В фокусе наблюдений были: работа с воображением, качество вопросов, обращенных к детям, условия для свободного экспериментирования, поддерживающая эмоциональная атмосфера, чуткость к новым и оригинальным детским решениям и изобретениям, акцент на работе с мышлением как процессе, отражающем процессы изменения и трансформации, способном продуктивно разрешать противоречия.

    Анализ показал, что инструмент оценки позволяет различить контрастные группы по всем четырем показателям на уровне значимости не ниже чем 0,05, что говорит о его валидности. Также была обнаружена высокая согласованность экспертных оценок и на уровне показателей, и на уровне отдельных индикаторов, что говорит о его надежности. Коэффициент альфа Кронбаха равен 0,87, что свидетельствует о хорошем уровне внутренней согласованности инструмента.

    Полученные данные о надежности и валидности разработанного инструмента позволяют сделать вывод о возможности его использовать для оценки условий поддержки и развития творческих способностей детей в дошкольных группах. Инструмент позволяет выявить и проанализировать параметры качества дошкольного образования, внимание к которым не акцентируется в иных шкалах, например, в шкалах ECERS-3 для комплексной оценки качества дошкольного образования.

    Ключевые слова: оценка качества дошкольного образования творческие способности диалектическое мышление воображение апробация инструмент оценки
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10096
    ван Урс Б. Семиотическая деятельность детей младшего возраста в игре: построение и использование схематических представлений
    СДО - 2021. - №1 с. 68–78
    ван Урс Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    1029
    Теория и исследования, описанные в данной статье, основаны на подходе Л.С. Выготского к развитию человека. Согласно этой теории, развитие семиотической активности детей имеет существенное значение для их культурного развития. В данной работе утверждается, что развитие семиотической активности у детей младшего возраста в контексте их игровой деятельности является важным аспектом совершенствования дошкольного образования. В небольшом экспериментальном исследовании мы наблюдали, как дети 4–6 лет играли с паровозиком. Во время игры детям было предложено нарисовать схему своего железнодорожного пути. Анализируя их игровую деятельность и составленную ими схему, мы попытались выяснить, возможно ли (и как) развитие семиотической активности без влияния на игровой характер деятельности детей.
    Ключевые слова: значение игра схематическое представление семиотическая деятельность символ
    Вольфганг Титце: «Развитие и обеспечение качества образования в дошкольных образовательных организациях – это постоянный, цикличный процесс»
    СДО - 2018. - №3 с. 64–67
    ПОДРОБНЕЕ
    2441
    В современном мире велик спрос на места в детских садах. При этом родителям важно не только получить место для ребенка в детском саду, но и быть уверенными, что ребенку там комфортно, созданы все необходимые условия для развития его способностей. Каким критериям должен соответ­ствовать хороший детский сад? Какие навыки развивать у ребенка? Об этом мы побеседовали с основателем и директором Института исследований и развития в сфере дошкольного образования «PadQUIS» (Германия), профессором, доктором педагогических наук Вольфгангом Титце.
    Воробьева И.И., Белолуцкая А.К. Взаимосвязь качества дошкольного образования, уровня развития творческого мышления воспитанников и развития творческого мышления педагогов при решении педагогических задач
    СДО - 2019. - №5 с. 34–53
    Воробьева И.И. , Белолуцкая А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    2273

    Статья посвящена результатам пилотного исследования связи качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития творческого мышления дошкольников и исследованию развития творческого мышления воспитателей при решении педагогических задач.

    В основе исследования – представления о качестве образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, и структурно-диалектический подход, описывающий диалектическое мышление как способность к творческому преобразованию объектов и ситуаций. Исследование было направлено на изучение возможных связей качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития диалектического мышления детей, а также способности взрослых (педагогов) применять инструменты творческого мышления при решении профессиональных задач: проектировании образовательного действия и развивающего диалога с ребенком.

    Исследование было проведено на случайной выборке дошкольных отделений образовательных комплексов г. Москвы (всего 103 ребенка от 5 до 6,5 лет и 35 педагогов). Для оценки качества образовательной среды мы использовали шкалы ECERS и пилотный вариант шкалы «Стимулирование диалектического мышления». Для оценки творческого мышления дошкольников использовался блок методик для измерения уровня диалектического мышления, а для взрослых была разработана и апробирована методика изучения мыслительных стратегий при решении профессиональных педагогических задач.

    Мы обнаружили, что существуют разрывы между необходимыми условиями для развития творческого мышления детей и традиционными способами организации пространства группы и взаимодействия с дошкольниками.

    Методика оценки творческого (профессионального) мышления педагогов позволила получить важные для профессионального сообщества данные и может быть положена в основу будущих исследований творческого мышления взрослых.

    Ключевые слова: творческое мышление профессиональное мышление проблемные ситуации дошкольники качество образования
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10054
    Заочный профессиональный конкурс как средство выявления профессиональных проблем в работе педагога дошкольной образовательной организации
    СДО - 2024. - №3 с. 42-57
    Шакирова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1073

    Актуальность. Профессиональные конкурсы воспитателей играют значительную роль в развитии и совершенствовании системы образования, способствуя повышению профессионального мастерства педагогов и улучшению качества воспитательно-образовательного процесса. В последние годы набирают популярность заочные педагогические конкурсы, которые по­зволяют участникам представлять профессиональный опыт и узнавать о новых технологиях и методах работы. Немаловажным аспектом является и то, что профессиональные конкурсы способствуют повышению престижа профессии воспитателя, привлекая в эту сферу молодых и талантливых специалистов.

    Цель. Определение особенностей профессиональной деятельности современного педагога дошкольного образования на основе выявления наиболее характерных проблем воспитателей и специалистов детского сада и изучения опыта практических решений.

    Выборка. На конкурс поступила 201 работа, участие приняли педагоги с различным опытом работы из большинства муниципальных районов Ивановской области, что позволило составить почти полную картину профессиональных проблем и решений в области дошкольного образования региона. Большую долю составили педагоги со стажем работы от 6 до 10 лет.

    Методы. Анализ конкурсной документации, группировка конкурсных работ по теме, проблематике, предлагаемым решениям.

    Результаты. Анализ тем и материалов конкурсантов показал, что чаще всего педагоги сталкиваются с проблемами развития детей и воспитания у них определенных качеств (патриотизма, любви к природе, трудолюбия, опрятности и других). Также затруднения вызывают коммуникативные проблемы детей, связанные с несформированностью навыков общения или речевыми нарушениями; решение отдельных дидактических задач; организация развивающей предметно-пространственной среды; подготовка и проведение занятий с детьми; взаимодействие с родителями дошкольников; психологические проблемы детей и работа с особенными дошкольниками. Для решения перечисленных проблем педагоги использовали различные образовательные технологии, методы, методики, в том числе – проектный метод, кейс-метод, квест-технологии, арт-терапевтические методы, нетрадиционные техники рисования, дидактические пособия.

    Выводы. Исследование показало стремление педагогов решать проблемы средствами, выходящими за пределы профессионального профиля. Также выявлена тенденция к замещению учета познавательных интересов ребенка формальными задачами реализации образовательной или парциальной программы.

    Ключевые слова: дошкольное образование конкурс педагогического мастерства воспитатель передовой опыт проблемы
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-3123-42-57
    Исследование процесса мониторинга качества образования в дошкольных организациях с позиции принятия управленческих решений
    СДО - 2024. - №5 с. 54-67
    Луковенко Т.Г.
    ПОДРОБНЕЕ
    704

    Актуальность. В современных условиях внимание к качеству образования на всех уровнях, особенно в дошкольных учреждениях, становится все более значимым. Качество дошкольного образования напрямую влияет на развитие детей, их социально-эмоциональные навыки и готовность к обучению. Оценка качества образовательных услуг в детских садах не только способствует идентификации слабых зон и улучшению процессов, но и обеспечивает прозрачность для родителей и управленцев.

    Цель. Собрать и проанализировать информацию о состоянии дошкольного образования с последующим обоснованием рекомендаций для принятия управленческих решений по совершенствованию качества дошкольного образования.

    Выборка. Исследование осуществлялось на базе дошкольных образовательных организаций Хабаровского края: 87 муниципальных детских садов, реализующих программы дошкольного образования, которые посещают более 31 тысячи детей. В исследовании приняли участие 2284 педагога дошкольных образовательных организаций и 36908 родителей (законных представителей) воспитанников.

    Методы. В ходе проведения экспериментальной работы использовались: анализ Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации; анкетирование персонала; опрос родителей; опрос, составленный на основании анкет, созданных Н.Л. Карабановой; диагностирование детей по заданиям программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для диагностики образовательных областей для детей 6–7 лет; наблюдение; методика обследования детей, составленная с использованием карт развития ребенка к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», подготовительная к школе группа (6–7 лет) Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы.

    Результаты. Диагностика детей в дошкольных образовательных учреждениях по образовательным областям позволила проранжировать результаты следующим образом: социально-коммуникативное развитие выше среднего имеют более 60% детей, познавательное, физическое и речевое развитие выше среднего имеют более половины детей, художественно-эстетическое развитие у большинства находится на среднем уровне. По результатам опроса 90,8% родителей считают, что дошкольное образование доступно. Полностью удовлетворены пребыванием ребенка (детей) в детском саду 81,1% родителей, 16,8% скорее удовлетворены, чем нет. 78,2% считают, что дети в детском саду могут получить необходимое развитие и подготовку к школе (15,1% считают, что скорее получат, чем нет).

    Выводы. Результаты проведенного мониторинга должны послужить основой для разработки и внедрения управленческих решений, направленных на оптимизацию образовательного процесса и создание благоприятных условий для обучения и развития воспитанников. Это подразумевает учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка, а также корректировку обучающих программ и методик в соответствии с уровнем их развития. Таким образом, мы сможем повысить качество дошкольного образования, обеспечивая равные возможности и условия для реализации потенциала всех детей.

    Ключевые слова: мониторинг качество образования федеральный государственный образовательный стандарт предметно-пространственная среда программы
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-5125-54-67
    Любовь Духанина: «Главными индикаторами развития дошкольного образования являются его доступность и качество»
    СДО - 2019. - №4
    ПОДРОБНЕЕ
    1607
    В Москве в МГИМО прошла VIII Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ECCE 2019). Одним из значимых событий мероприятия стал доклад Любови Николаевны Духаниной, доктора педагогических наук, председателя Российского общества «Знание», депутата Государственной Думы, руководителя рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности».
    Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В.  Ключевые проблемы реализации ФГОС ДО по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS-R)»: «Москва-36»
    СДО - 2017. - №2 с. 16–31
    Козьмина Я.Я. , Реморенко И.М. , Шмис Т.Г. , Сивак Е.В. , Ле-ван Т.Н. , Шиян И.Б. , Шиян О.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    7201
    Статья посвящена результатам исследования качества дошкольного образования в г. Москве. В основу исследования легли представления о качестве дошкольного образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования и основывающиеся на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Исследование было направлено на изучение существующих «сильных мест» и дефицитов в дошкольном образовании столицы. В качестве инструментария были использованы «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS-R). Исследование было проведено на случайной выборке детских садов одного из округов г. Москвы. В результате исследования были получены данные о наиболее благополучных и наиболее дефицитных аспектах образовательной среды детских садов г. Москвы. В ходе соотнесения результатов исследования и требований ФГОС ДО было обнаружено, что важными направлениями развития образовательной среды детского сада должны стать индивидуализация образовательного процесса, поддержка инициативы и самостоятельности детей, создание более доступной и мобильной среды, оптимальных условий для развития мышления, воображения и детского творчества.
    Ключевые слова: дошкольное образование качество образования Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R) ФГОС дошкольного образования
    Слепцова И.Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата
    СДО - 2018. - №1 с. 30–37
    Слепцова И.Ф.
    ПОДРОБНЕЕ
    2925
    В статье рассматриваются вопросы, связанные с решением проблемы оценки качества дошкольного образования. Апробация подходов показала эффективность оценки условий в единстве с образовательным процессом и образовательными результатами. В идеологии ФГОС ДО качество образовательного процесса соотносится с ООП ДО, с методиками и технологиями позитивной социализации, с моделями построения образовательной деятельности, с идеей социального партнерства и сетевого взаимодействия учреждений и др. Качество образования есть решение инновационных задач Стандарта: позитивная социализация, индивидуализация развития, поддержка детской инициативы. Система оценки качества дошкольного образования строится вокруг педагогических условий индивидуализации обучения – условий педагогики поддержки и конструирования возможностей. Достижение целевых ориентиров, как результатов освоения Программы, непосредственно связано с созданием социальной ситуации развития ребенка. Решение проблемы качества образования отражено в образовательных инициативах, которые делают акцент на усилении позиции профессионального развития педагога. Инструменты, показатели и критерии оценки качества должны учитывать специфику периода дошкольного детства.
    Ключевые слова: качество образования индивидуализация социализация ориентиры результаты
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00003
    Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения
    СДО - 2018. - №1 с. 6–18
    Собкин В.С. , Халутина Ю.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2888
    Статья посвящена исследованию отношения родителей к содержанию и формам образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание уделено анализу следующих трех аспектов: оценка общей удовлетворенности родителей образовательным процессом; оценка качества обучения в детском саду; эффективность обучения и развития личности ребенка в детском саду. Статья подготовлена на основе материалов анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. В качестве инструментария использовалась анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования ИУО РАО,
    Ключевые слова: дошкольник родитель детский сад удовлетворенность образовательным процессом оценка качества обучения оценка эффективности обучения
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00001
    Цэруш Л.В. Система оценки качества предоставления платных дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении
    СДО - 2016. - №2 с. 50–61
    Цэруш Л.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    3100
    Дополнительное образование детей дошкольного возраста является актуальным направлением развития дошкольного учреждения и рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства. Автор рассматривает проблему внутренней системы оценки качества предоставляемых платных образовательных услуг. Особая роль в этом процессе возлагается на руководителя дошкольной образовательной организации. В деятельности руководителя дошкольного учреждения все управленческие функции являются важными, исключение одной из них или некачественное исполнение приведет к сбою во всем управлении. Целью внутренней системы оценки качества предоставляемых платных образовательных услуг является обеспечение права заказчика и воспитанника на получение платных образовательных услуг надлежащего качества. Автор подробно останавливается на задачах внутренней системы оценки качества оказания платных образовательных услуг, рассказывает о формах, методах, видах процедуры оценки качества, принятых в дошкольной образовательной организации, приводит пример оформления документов, в которых отражаются результаты оценки качества дополнительных услуг.
    Ключевые слова: дополнительное образование предоставление платных образовательных услуг внутренняя система оценки качества дополнительные платные услуги
    Шакирова Е.В. Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы
    СДО - 2023. - №6 с. 46-63
    Шакирова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1942

    Актуальность исследования. Занятие является не только формой организации обучения дошкольников, но и показателем профессионализма педагога. На открытом или конкурсном занятии педагоги стремятся продемонстрировать самые современные методы и средства, что делает такие мероприятия отражением ведущих тенденций в дошкольном образовании настоящего времени.

    Цель исследования: выявление специфики организации занятий на основе материалов конкурсов для педагогов детских садов Ивановской области.

    Методология: видеоанализ занятий.

    Описание хода исследования. Для сбора исследовательских материалов были организованы дистанционные конкурсы. В них приняли участие 188 педагогов дошкольных организаций 21 муниципального района Ивановской области. В качестве конкурсной работы участники присылали видеозапись занятия с дошкольниками. В рамках исследования проведен видеоанализ занятий по изучению их структуры, выявлению наиболее распространенных и действенных педагогических приемов и средств.

    Основные результаты. Проанализировано 188 работ участников региональных конкурсов «Читаем Ушинского» и «Детский сад – современный формат», организованных в 2023 году. Отмечена общая тенденция к перегрузке образовательной деятельности игровыми приемами и сюрпризными моментами. Выявлено общее стремление к замене детской инициативы и самостоятельности последовательным выполнением заданий педагога. На основе анализа материалов конкурсантов разработана схема типичного открытого занятия, начинающегося звуковым приемом привлечения внимания детей, построением в круг, авторитарным целеполаганием через загадку или сюрпризный момент.

    Выводы. Среди особенностей конкурсных (открытых) занятий отмечаем желание педагогов применять зрелищные приемы, методы, средства (переодевание, эксперименты, технические устройства), а также преобладание активности взрослого, подавляющую активность ребенка. В стремлении проявить свои артистические способности педагоги берут всю инициативу на себя, выполняя большин­ство заданий, доминируя во всех видах деятельности и формулируя выводы. Среди особенностей, характеризующих открытые занятия, выделяем четкое построение образовательной деятельности как системы последовательных заданий, объединенных условной сюжетной линией (путешествие, сказка), не предусматривающее детскую инициативу и вариативность.

    Исследование показало преобладание развлекательных средств над образовательными и развивающими целями организации открытых занятий.

    Ключевые слова: дошкольное образование занятие образовательная деятельность воспитатель
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-46-63
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью