Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Взаимодействие с семьей

    Видеонаблюдение в частных детских садах: очевидные преимущества и невидимые риски
    СДО - 2025. - №2 с. 14-29
    Вершинская А.А. , Бурлакова Н.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    434

    Актуальность. В настоящее время постоянное видеонаблюдение за детьми в условиях как част­ных, так и государственных дошкольных учреждений стало нормальным, повседневным явлением, оказывает существенное влияние не только на организацию повседневной деятельности педагогического и вспомогательного персонала дошкольных учреждений, но и на процессы социализации, обучения и психоэмоционального развития детей.

    Цель. Целью настоящей работы является анализ особенностей родительского восприятия и отношения родителей к постоянному видеомониторингу в частном детском саду, а также рассмотрение влияния видеомониторинга на ежедневную работу персонала детского сада. В статье также ставятся вопросы о последствиях постоянного видеонаблюдения и его возможном влиянии на развитие личности ребенка в долгосрочной перспективе.

    Выборка. В исследовании приняли участие родители дошкольников, посещающих частные дет­ские сады в г. Москве и г. Тюмень, собственники и сотрудники, всего 185 человек.

    Методы. В рамках исследования был применен метод анкетирования, а также использован инст­рументарий в виде специально разработанных незаконченных предложений, адаптированных для достижения поставленных исследовательских задач (разработка Бурлаковой Н.С., 2024).

    Результаты. Исследование позволило выявить родительскую мотивацию обращения к видеомониторингу, степень влияния постоянного видеомониторинга на работу педагогов, а также на взаимоотношения между родителями и частными дошкольными учреждениями.

    Выводы. Полученные результаты заставляют задуматься над такими важными вопросами, требующими дальнейшего исследования: какова долгосрочная перспектива использования постоянного видеонаблюдения; есть ли в нем скрытые негативные моменты, которые важно учитывать родителям и педагогам; как наличие появившихся технологических возможностей перестраивает отношения и общение родителей и детей.

    Ключевые слова: видеомониторинг видеонаблюдение родители дошкольное детство риски в развитии личности ребенка детский сад родительские компетенции
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-14-29
    Волобуева Л.М., Ерофеева Т.И. «Семейный график» в детских садах: исторический опыт и проблемы современности
    СДО - 2019. - №6 с. 58–69
    Ерофеева Т.И. , Волобуева Л.М.
    ПОДРОБНЕЕ
    2204

    В статье представлен анализ развития общественных и государственных требований к определению продолжительности работы детских садов за весь период существования системы дошкольного образования в России. Приводятся результаты мониторинга отношения педагогов дошкольных образовательных организаций к введению «семейных графиков» работы в современных детских садах, отражающие преимущества и риски нововведения, связанные с удовлетворением потребностей семей в обеспечении присмотра и ухода за ребенком, а также успешным решением образовательных задач совместными усилиями семьи и детского сада. Характеризуются возможности современной нормативной базы для создания вариативных графиков работы дошкольных образовательных организаций.

    Цель исследования – в исторической ретроспективе определить причины и характер изменений в режиме работы дошкольных учреждений, выявить педагогические и социальные риски при увеличении длительности работы современных детских садов. Материалами исследования являются опыт организации первых русских детских садов, нормативные документы, определяющие режим работы дошкольных учреждений на протяжении ХХ в. и на современном этапе развития дошкольного образования, результаты анкетирования 3415 воспитателей дошкольных групп 22 субъектов РФ, научные публикации, связанные с исследуемой проблемой. Методами исследования являлись: конкретно-исторический метод, ретроспективный анализ, мониторинг с использованием метода экспресс-опроса педагогов об условиях временного режима современных дошкольных организаций, статистическая обработка данных. Приведены результаты ретроспективного анализа причин изменения длительности работы российских дошкольных учреждений на протяжении всего времени их существования. Выявлено, что режим работы определялся целями детского сада обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка в разные исторические периоды, отражал ведущие тенденции социально-экономического развития страны, стремление государства вовлечь женщин в активную общественную и производственную жизнь. Это обеспечило нормативное утверждение вариативности графиков работы детских садов (дошкольных групп) в зависимости от местонахождения, потребностей и запросов семей, что является отличительной особенностью современного общественного дошкольного образования.

    На основе результатов мониторинга мнений педагогов об увеличении времени пребывания детей в детском саду определены возможные риски, связанные со снижением времени общения родителей с детьми. Часть современных родителей тяготеют к увеличению времени работы детского сада из-за неготовности к общению с ребенком, из-за собственной родительской несостоятельности. Стремление родителей «построить под себя» график работы детского сада, соотнести его с личными потребностями нередко связано с непониманием сущности образовательной работы, не позволяет задуматься о последствиях недостаточного общения с ребенком. Определены тенденции взаимодействия педагогов с семьями для осознания родителями значимости общения с ребенком для его личностного развития.

    Ключевые слова: детский сад график работы историческая ретроспектива семейный график потребности родителей дошкольников
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10059
    Воспитатель в современном детском саду: анализ восприятия и запросов родителей
    СДО - 2025. - №2 с. 40-55
    Писаренко И.А. , Хрусталева Е.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    599

    Актуальность. Современные родители играют ключевую роль в формировании общественного мнения о дошкольных образовательных организациях и отдельных педагогах. Однако влияние родительской оценки на репутацию детского сада зачастую недооценивается, что может привести к негативным последствиям. В связи с этим становится крайне важным изучение восприятия воспитателей родителями, а также анализ их требований и запросов. Это позволяет не только учитывать ожидания целевой аудитории, но и поддерживать конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения в условиях современного рынка образовательных услуг.

    Цель. Цель исследования — выявить актуальные проблемы взаимодействия родителей и воспитателей, проанализировать отношение современных родителей к воспитателям, разработать рекомендации по оптимизации сотрудничества между участниками образовательного процесса.

    Выборка. В исследовании приняли участие 200 респондентов — родителей разного возраста и пола из разных регионов России, чьи дети посещают дошкольные образовательные организации в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно.

    Методы. В исследовании использовался комплекс научных методов, включающий научно-теоретический анализ публикаций, а также эмпирические методы сбора и обработки данных. Для сбора первичной информации было проведено анкетирование. Полученные данные были обобщены и систематизированы. Для их обработки использовался метод контент-анализа.

    Результаты. Были проанализированы 177 высказываний родителей о профессиональной деятельности воспитателей детского сада по следующим параметрам: отношение к родителям, отношение к детям, отношение к профессиональному развитию. На основании суждений родителей выявлены актуальные проблемы во взаимодействии родителей и воспитателей: отсутствие или недостаточное информирование родителей, отсутствие или недостаточное количество совместных мероприятий для детско-взрослых сообществ, неумение воспитателей взаимодействовать с разными категориями семей. Также проанализированы 144 высказывания родителей об их собственном отношении к воспитателям. Установлено, что родители зачастую предвзято относятся к воспитателям и предъявляют необоснованно завышенные требования.

    Выводы. Исследование позволило выявить основные проблемы взаимодействия родителей и воспитателей, а также положительные тенденции развития современного дошкольного образования. В ходе анализа данных было зафиксировано наличие недоброжелательного отношения со стороны части современных родителей к профессиональной деятельности воспитателей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости тщательной подготовки будущих воспитателей к взаимодей­ствию с родителями.

    Ключевые слова: взаимодействие родителей и воспитателей взаимодействие воспитателей и детей профессиональные компетенции воспитателей профессиональное развитие воспитателей профессиональная подготовка будущих воспитателей
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-2128-40-55
    Гогоберидзе А.Г., Лазаренко В.П. Проектирование программы просветительской деятельности с учетом актуальных представлений о детстве старших дошкольников и их родителей
    СДО - 2023. - №5 с. 31–41
    Лазаренко В.П. , Гогоберидзе А.Г.
    ПОДРОБНЕЕ
    4083

    Актуальность исследования. Изменения, происходящие в обществе и культуре, влияют на трансформацию такого социокультурного феномена, как детство. Получение актуальных знаний о детстве позволяет спрогнозировать особенности будущего общества, взрослое население которого составят современные дети. Получение данных о сходствах и различиях представлений о детстве у детей и взрослых может позволить выстроить эффективную просветительскую работу с родителями. Это поможет взрослым лучше понимать детей, изменить образовательный и воспитательный процесс в соответствии потребностями, ценностями, проблемами современных дошкольников. В статье представлены результаты исследования особенностей представлений о детстве как феномене у детей старшего дошкольного возраста и родителей старших дошкольников и проектирования на этой основе программы просветительской деятельности для родителей.

    Организация исследования. Цель исследования заключалась в разработке методик и проведении сравнительного анализа представлений о детстве у детей и родителей и разработке программы просветительской деятельности с учетом выявленных особенностей. Диагностический исследовательский инст­рументарий включал модификации «мягких» методов (С.Н. Майорова-Щеглова): социографический метод (рисунок на заданную тему «Дети и их детство», анализ изображенного события), метод коллизий (анализ вербально представленной ситуации) и метод комиксов (придумывание ребенком реплик героя в представленных ситуациях). Кроме того, были использованы вспомогательный метод – беседа – для интерпретации детских рисунков и модифицированная методика проективного характера «Лесенка».

    Результаты исследования. В результате исследования получены сравнительные данные о специфике представлений разных поколений о феномене «Детство», выявлены особенности понимания детства современными детьми и современными родителями, на этой основе разработана и апробирована программа просветительской деятельности для родителей. Программа просветительской деятельности: ориентирована на развитие родительской компетенции как интегративной способности решать задачи развития и воспитания детей, что предполагает осуществление комплексной просветительской работы, включающей стимулирование мотивации, становление позиции, обогащение представлений и формирование практических умений; предполагает организацию системы индивидуального сопровождения родителей, разнообразие форм работы, развития родительской рефлексии, стимулирование самостоятельности и осознанности через ведение персонального дневника; практикоориентирована, проиллюстрирована большим количеством примеров и кейсов из реальной практики; предполагает актуализацию существующего опыта родителей, помогает каждому увидеть точки собственного роста.

    Выводы. Программа просветительской деятельности спроектирована на основе полученных данных о специфике представлений о феномене детства старших дошкольников и родителей и ориентирована на актуальные для современных родителей и детей проблемы воспитания ребенка в семье.

    Ключевые слова: детство представления о детстве дети старшего дошкольного возраста родители дошкольников дошкольное образование программа просветительской деятельности
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-5119-31-41
    Кашуркина С.С., Лукишина Т.А. Престиж профессии «педагог дошкольного образования»: оценки педагогов и позиция родителей
    СДО - 2019. - №6 с. 36–49
    Кашуркина С.С. , Лукишина Т.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2112

    В статье анализируется отношение респондентов к профессии «педагог дошкольного образования». Респондентами выступили педагоги дошкольных образовательных учреждений (n = 203) и родители дошкольников (n = 706), выборка исследования – целевая. Основанием для проведения эмпирического исследования выступила программа НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования» (г. Казань), реализуемая в рамках экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС. Срок проведения исследования – сентябрь–октябрь 2018 г. Для сбора информации использовался метод анкетирования.

    Исследование показало, что, признаваясь профессионалом, значимым для прогрессивного развития общества, педагог дошкольного образования выполняет его социальный заказ, но оценивается общественным мнением как человек, не имеющий возможности подняться на высокую ступень в социальной иерархии. Несмотря на принадлежность респондентов-педагогов дошкольных образовательных учреждений к малообеспеченным слоям российского общества и отсутствие высокого социально-экономического статуса, их представления о своей профессии в целом позитивны. Авторы предполагают, что позитивная интерпретация респондентами-педагогами ДОУ внешней оценки своей профессии является механизмом осознанного повышения профессионализма. Педагог ДОУ – это творческая профессия и положительная самооценка престижа работы в ДОУ может быть связана с процессами самоактуализации и самореализации. С другой стороны, завышенные представления о престиже своей профессии помогают педагогам ДОУ формировать свой символический капитал.

    Респонденты-родители демонстрируют доверие к государственным дошкольным образовательным учреждениям, что определяется патерналистскими ориентациями родителей во взаимоотношениях с педагогами и администрацией дошкольного образовательного учреждения и интерпретируется авторами как лояльность респондентов к государственным структурам.

    Авторы отмечают, что престиж профессии «педагог дошкольного образования» имеет разный смысл для тех, кто является ее носителем, для тех, кто пользуется образовательными услугами, для общества в целом.

    Ключевые слова: педагог дошкольного образования престиж профессии дети дошкольного возраста дошкольное образовательное учреждение родители
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10057
    Коэн Л. Дж. Помощь родителям в нравственном развитии детей
    СДО - 2019. - №4 с. 60–63
    Коэн Л. Дж.
    ПОДРОБНЕЕ
    1172
    Статья посвящена помощи родителям в нравственном воспитании детей социопатов, т.е. тех, кто нарушает принятые в социуме нормы поведения. Многие родители боятся, что их дети не смогут стать в достаточной степени социализированными. В публикации рассматриваются способы взаимодействия с такими детьми. Используется определенная модель совести, которая включает ряд компонентов. Среди них выделяются: нравственное понимание, управление побуждениями, внутренний голос, эмпатия и сострадание. Описывается процесс формирования этих четырех компонентов здоровой совести. Показана необходимость тонкого и деликатного взаимодействия, основанного на умении видеть скрытые мотивы поведения детей, что позволяет рассчитывать на позитивный прогноз их морального развития.
    Ключевые слова: нравственное воспитание социопаты социализация эмпатия совесть сострадание нравственное понимание управление побуждениями
    Лариса Тутова: «Детский сад и семья – это единое пространство детства»
    СДО - 2019. - №5
    ПОДРОБНЕЕ
    1341
    Морозюк С.Н., Кузнецова Е.С. Рефлексивный портрет матери со стилем родительского отношения «Принятие»: алгоритм консультативной работы
    СДО - 2020. - №5 с. 58–67
    Морозюк С.Н. , Кузнецова Е.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1420
    В данной статье обоснована актуальность внедрения в психологическую науку и практику феномена «рефлексивный портрет личности». Теоретически и эмпирически обосновано понятие «рефлексивный портрет личности» (на примере матерей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста). В качестве респондентов в эмпирическом исследовании выступили женщины в возрасте от 20 до 35 лет. На основании результатов эмпирического исследования представлены рефлексивные профили респондентов, позволяющие количественно увидеть у них выраженность тех или иных показателей защитной рефлексии. Качественная (описательная) характеристика того или иного профиля отражена в рефлексивных портретах респондентов. В качестве диагностического инструментария выступали проективный тест «Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)» (Орлов Ю.М., Морозюк С.Н.), тест рефлексии деятельности (Шадриков В.Д., Кургинян С.С., Кузнецова М.Д.), опросник «Дифференциальный тип рефлексии» (Леонтьев Д.А., Лаптева Е.М., Осин Е.Н.), тест-опросник родительского отношения (ОРО) (Варга А.Я., Столин В.В.) и опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В.). На основе данных эмпирического исследования представлены рефлексивные портреты матерей со стилем родительского отношения «Принятие» (А.Я. Варга, В.В. Столин). В описании показаны рефлексивные стратегии и тактики поведения матерей в процессе общения с ребенком. Авторы статьи предлагают протокол саногенной сессии и алгоритм консультативной работы с матерью.
    Ключевые слова: рефлексия рефлексивный профиль личности рефлексивный портрет личности психологический портрет личности стиль родительского отношения рефлексивные стратегия и тактика ментальная карта
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10085
    Нисская А.К., Савина Е.В. Общение педагогов и родителей. Анализ взглядов и предпочтений для позитивной коммуникации
    СДО - 2018. - №3 с. 4–11
    Савина Е.В. , Нисская А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    3124

    Проблематика общения педагогов и родителей в исследованиях, законодательстве и практике. Показана актуальность проблематики коммуникации образования и семьи. Вовлеченность родителей положительно влияет на успехи ребенка, качество образования, интенсивность детско-родительских отношений, помогает ребенку чувствовать себя комфортно. Вместе с тем вмешательство в жизнь образовательного учреждения может создавать напряжение, ассоциироваться с недоверием, воспитанием несамостоятельности у ребенка, давлением на образовательный процесс. В основу решения данного противоречия и построения доброжелательной, эффективной коммуникации должно быть положено ясное представление о том, в чем совпадают и разнятся мнения педагогов и родителей, какие характеристики коммуникации способствуют большей удовлетворенности общением. Целью данной работы является изучение предпочитаемых педагогами и родителями форм участия родителей в жизни дошкольного учреждения и условий удовлетворенности общением друг с другом.

    Методы исследования и выборка. В исследовании приняли участие родители и педагоги дошкольных организаций г. Тулы и г. Москвы (более 1000 человек), которым предлагалось заполнить опросники в бумажном и электронном виде, содержавшие вопросы о наиболее предпочитаемых формах участия родителей в жизни детского сада и мере удовлетворенности коммуникацией педагогов и родителей.

    Формы участия родителей в жизни детского сада, предпочтительные для педагогов и родителей. Показано, что представления педагогов и родителей во многом сходятся: «живое» общение предпочтительнее дистанционного, популярны такие традиционные формы участия семьи в жизни сада, как посещение праздников, групповых собраний. Непопулярна работа в родительском комитете всей организации и участие в оценке качества условий образования. Выявлен ряд расхождений в представлениях педагогов и родителей: первые чаще предпочитают привлекать родителей к роли помощника или пассивного зрителя, в то время как вторые чаще стремятся предпочесть активные формы участия.

    Удовлетворенность педагогов и родителей коммуникацией друг с другом. Удовлетворенность общением педагогов связана, прежде всего, с участием родителей в оформлении сада. Педагоги, которые предпочитают финансовую помощь родителей, наименее удовлетворены общением. Удовлетворенность родителей связана с тем, насколько учитывается их мнение, с инициативой педагога в коммуникации. Как родители, так и педагоги приписывают роль инициаторов общения именно себе.

    Ключевые слова: вовлеченность родителей коммуникация родителей и образовательной организации удовлетворенность коммуникацией формы участия родителей в жизни детского сада
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00009
    Просветова Е.В. Опыт проведения детско-родительских игровых групп «Родители и дети. Второй год», «Родители и дети. Третий год»
    СДО - 2018. - №2 с. 77–79
    Просветова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1776
    Собкин В.С., Халутина Ю.А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения
    СДО - 2018. - №1 с. 6–18
    Собкин В.С. , Халутина Ю.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2888
    Статья посвящена исследованию отношения родителей к содержанию и формам образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Особое внимание уделено анализу следующих трех аспектов: оценка общей удовлетворенности родителей образовательным процессом; оценка качества обучения в детском саду; эффективность обучения и развития личности ребенка в детском саду. Статья подготовлена на основе материалов анкетного опроса 486 родителей детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. В качестве инструментария использовалась анкета, разработанная сотрудниками Центра социологии образования ИУО РАО,
    Ключевые слова: дошкольник родитель детский сад удовлетворенность образовательным процессом оценка качества обучения оценка эффективности обучения
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-00001
    Тена Р.Р., Гутьеррес М.П., Сехудо М. дель К.Л. Привычки использования цифровых технологий детьми в возрасте до шести лет в семье и дома
    СДО - 2021. - №4 с. 68–79
    Сехудо М. дель К.Л. , Гутьеррес М.П. , Тена Р.Р.
    ПОДРОБНЕЕ
    1184
    Родители, педагоги и исследователи задаются вопросом, как цифровой и технологический мир влияет на маленьких детей в возрасте от 0 до 6 лет в семейных и домашних условиях. Настоящее исследование направлено на то, чтобы показать, как используются эти технологии, характеристики этого использования и отношения, которые дети устанавливают с технологиями, а также выяснить, существуют ли правила для подобного использования, и кто их устанавливает. Смешанная количественно-качественная методология с использованием «анкеты по использованию технологий в домашних условиях», полуструктурированных интервью и анализа собраний по вопросам образования в раннем детстве (ECEA) дала значительные результаты. Например, несмотря на быстрое внедрение планшетов или игровых приставок, телевизор по-прежнему остается любимым устройством среди юного поколения, за которым следуют мобильные телефоны. Результаты показывают, что дети тратят в среднем 92 минуты в день на просмотр телевизора. Кроме того, 92% из них имеют планшет и проводят в среднем 60 минут в день за компьютером или планшетом. Можно сделать вывод, что дети начинают получать доступ к ИКТ и пользоваться ими в возрасте двух лет.
    Ключевые слова: ИКТ дошкольное образование семейные привычки влияние технологий
    Холодова О.Л., Воробьева И.И., Крашенинников Е.Е., Логинова Л.В. «Детский барометр». Исследование эмоционального благополучия ребенка 6–7 лет в детском саду: голос ребенка и голос родителя
    СДО - 2020. - №1 с. 38–53
    Логинова Л.В. , Холодова О.Л. , Крашенинников Е.Е. , Воробьева И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    2333
    В статье обсуждаются результаты исследования эмоционального благополучия детей 6–7 лет, посещающих детские сады г. Москвы. Данные получены в ходе анкетного опроса детей и их родителей с помощью дополненной методики «Детский барометр», состоящей из 22 вопросов к ребенку и 8 вопросов к родителю. В исследовании приняли участие 151 пара «родитель–ребенок»; дети из 15 подготовительных групп 5 разных школьных комплексов. Эмоциональное благополучие основывается на удовлетворении потребностей ребенка, необходимых и принципиальных для данного возраста, как базовых, так и необходимых для личностного развития (личная значимость, признание в группе, самостоятельность, инициатива). Нам было важно услышать «голос ребенка», его отношение к детскому саду, что его радует и приносит дискомфорт. Было выявлено, что дети 6–7 лет могут выражать свои мнение и отношение к происходящему в детском саду: организованные формы деятельности интересны детям менее, чем свободная деятельность; есть несовпадения детских и взрослых оценок по важным для ребенка вопросам; дети запоминают конфликты в саду и им важно, как педагог разрешает детский конфликт. Образовательная среда и стиль взаимодействия взрослых с детьми
    в группах, реализующих разные педагогические системы, влияет на отношение детей к детскому саду, что было зафиксировано в значимых статистических различиях.
    Ключевые слова: эмоциональное благополучие голос ребенка детский сад качество дошкольного образования детско-взрослое взаимодействие компетентность родителей разрешение конфликтов
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10063
    Художественная литература как средство познания мира и себя: «Разговор под цветущими липами»
    СДО - 2024. - №4 с. 6-7
    Духанина Л.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    673
    Нравственное воспитание — одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. К сожалению, сегодня больше, чем когда-либо, детям доступны образцы низкого уровня поведенческой культуры. Они рано перенимают отрицательный опыт взрослых, усваивают не лучшие примеры поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость.
    Ключевые слова: воспитание нравственность нравственное воспитание поведение взрослые
    Черная Е.Ю. Инновационная модель сетевого взаимодействия педагогов и родителей, направленная на достижение социально-образовательных результатов дошкольников
    СДО - 2017. - №2 с. 76–78
    Черная Е.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    2379
    В статье представлены особенности организации и содержание работы по сетевому взаимодействию с семьей. Раскрываются некоторые аспекты виртуально организованного взаимного общения педагогов и родителей. Обмен опытом, совместный поиск в решении проблем. Профессиональная помощь семье в воспитании детей: методическая и информационная поддержка, виртуальные консультации со специалистами учреждения.
    Ключевые слова: сетевое взаимодействие семья дошкольное образование
    Чувствительность и инициативность матери и ребенка как условия для построения совместного внимания
    СДО - 2024. - №4 с. 8-23
    Федоренко Е.Ю. , Штейгер М.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    672

    Актуальность. Трудно переоценить значимость периода раннего возраста в развитии ребенка. В этот период формируются основы: отношение к себе, взрослым и окружающему миру, происходит активное развитие физических и психических функций. Определяющим фактором развития ребенка раннего возраста служит характер общения с близким взрослым и совместная деятельность с ним. В ряде исследований в качестве такого взаимодействия фигурирует процесс совмест­ного внимания, который определяется как направление внимания взрослого и ребенка к одной цели, объекту в пространстве. В настоящее время условия для построения совместного внимания в процессе взаимодействия близкого взрослого и ребенка раннего возраста недостаточно описаны, что не позволяет типологизировать этот процесс, диагностировать его и конструировать программы развития. В нашем исследовании в качестве условий для построения совместного внимания мы предлагаем рассматривать показатели чувствительности и инициативности матери и ребенка, которые проявляются в процессе взаимодействия и выстраиваются в разные связи, что позволяет определить типы совместного внимания.

    Цель. Показать, как выстраивается совместное внимание при разных показателях инициативности и чувствительности матери и ребенка раннего возраста. 

    Выборка. Эмпирическое исследование было проведено на выборке 29 пар (мать и ребенок от одного до трех лет), посещающих групповые занятия по раннему развитию в семейном центре.

    Методы. Опираясь на культурно-историческую концепцию развития Л.С. Выготского и теорию привязанности Джона Боулби, разработано и описано критериально-оценочное наблюдение за взаимодействием матери и ребенка в паре по показателям чувствительности и инициативности. Для каждого показателя приведены исследования авторов и содержательные обоснования.

    Результаты. Выделены и представлены 4 типа взаимодействия матерей и детей раннего возраста и оценка совместного внимания в каждом типе взаимодействия. Данные исследования позволяют увидеть базовые условия построения процесса совместного внимания, рассмотреть их роль и влияние на результат и его качество.

    Выводы. Выделенные условия построения совместного внимания позволяют выстраивать развивающие программы для работы с парами матерей и детей, которые могут быть направлены на развитие его компонентов: повышение чувствительности матери к чувствительности и инициативности ребенка, актуализацию удовольствия при взаимодействии, формирование инициативного действия матерей, расширение способов стимулирования инициативы ребенка.

    Ключевые слова: совместное внимание чувствительность взрослого инициативность взрослого чувствительность ребенка инициативность ребенка
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-8-23
    Шабас С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в детском саду в период самоизоляции
    СДО - 2020. - №4 с. 13–22
    Шабас С.Г.
    ПОДРОБНЕЕ
    1870
    В статье рассматривается специфика психолого-педагогического сопровождения семьи в детском саду в условиях дистанционного режима обучения. Ситуация самоизоляции изменяет подходы и способы взаимодействия системы дошкольного образования и родителей воспитанников. Методами теоретического анализа, экспертных оценок и анализа информации чатов педагогов системы образования было выявлено, что существует достаточно много новых, удобных и безопасных форм работы с родителями и их воспитанниками в дистанционном формате. Реальность потребовала от специалистов новых профессиональных компетенций и навыков работы в сфере использования различных гаджетов, интернет-технологий, коммуникаций, технических возможностей. У многих специалистов имеются страхи длительного пребывания в режиме онлайн, влияния технологий на здоровье, страх несостоятельности как специалиста в новом формате взаимодействия и страх плохих комментариев от родителей и коллег. В процессе дистанционной работы у педагогов-психологов выявились проблемы организационного характера, готовности к осуществлению данного взаимодействия, отсутствие навыков оказания психологической помощи в экстренной и кризисной ситуации и наличие собственных проблем самоизоляции с семьей. Поддержка педагогов-психологов в Свердловской области помогает специалистам в создании дистанционного документооборота, знакомит с перечнем полезных для работы интернет-ресурсов и содержит рекомендации для эффективных способов оптимизации психоэмоциональных состояний. Усилия каждого специалиста, личный вклад в развитие системы дистанционного образования, постоянное обучение и самообразование позволят повысить качество дистанционного психологического сопровождения семей дошкольников.
    Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение семья детский сад самоизоляция дистанционное обучение
    DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10076
    Шабас С.Г. К проблеме эффективности работы педагога-психолога с родителями в детском саду
    СДО - 2019. - №5 с. 22–33
    Шабас С.Г.
    ПОДРОБНЕЕ
    2106

    В настоящее время в нормативных документах не содержится четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога во взаимодействии с семьями воспитанников в детском саду. Актуальной проблемой становится разработка в каждом ДОО механизма собственной оценки эффективности работы педагога-психолога с родителями. Выборка – педагоги-психологи ДОУ и ДОО г. Екатеринбурга, участники исследования с 2003 по 2019 г.

    В работе использовались методы исследования: теоретический анализ нормативных, научных источников; анализ результатов аттестаций педагогов-психологов ДОУ и ДОО г. Екатеринбурга; опрос, беседы и наблюдение деятельности педагогов - психологов ДОУ и ДОО Ленинского района г. Екатеринбурга с 2003 по 2019 гг.; метод анализа данных годовых отчетов педагогов-психологов по работе с родителями с официальных сайтов детских садов РФ за 2015–2019 г.; анализ информации городских и областных методических совещаний педагогов-психологов г. Екатеринбурга и Свердловской области. Результаты исследования показали, что в профессиональном стандарте «Педагог-психолог» трудовые функции / действия зависят от вида, типа образовательных учреждений и включают формализованные признаки оценки уровня компетентности специалистов в работе с родителями, не содержащие четких критериев эффективности деятельности педагога-психолога. Многие специалисты в оценке своей работы по взаимодействию с семьями воспитанников смешивают понятия «компетентность», «эффективность» и «результативность».

    Главными критериями эффективности, по их мнению, являются результаты самооценки и самоанализа профессиональной деятельности, удовлетворенность родителей деятельностью специалиста, направленность родителей на продуктивные, систематические и позитивные контакты, а также количество родителей, получивших различные виды психологической поддержки и сопровождения. Для практического применения автором предлагаются комплексные критерии оценки эффективности деятельности педагогов-психологов по взаимодействию с родителями, включающие количественный, качественный критерии, критерии экспертной и общественной оценки, а также критерий самооценки. Это позволит улучшить условия психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников для совпадения потребностей родителей в психологических услугах с целями и задачами детского сада по формированию ценностей дошкольного детства с приоритетом родительского воспитания.

    Ключевые слова: эффективность педагог-психолог родители детский сад
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10053
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью