Мировой опыт ДО
В статье сформулировано пять современных подходов, являющихся наиболее распространенными среди исследователей и педагогов-практиков в области развития творческого мышления дошкольников в образовательном процессе, а именно: работа через искусство, образовательную среду, тренинги креативности, разрешение проблемных ситуаций, детские нарративы. Автором использован метод сравнительного анализа отечественных и зарубежных источников (всего 47 источников, 30 из которых опубликованы за последние 10 лет).
В работе сделаны следующие выводы: а) при работе с предметами эстетического цикла для развития творческого мышления ребенка важно уделять внимание не столько красоте сделанного дошкольником продукта, сколько качеству взаимодействия ребенка с педагогом, возможности действовать по собственному замыслу и доступности материалов, что обеспечивает детям независимость в принятии решений, как и чем заниматься большую часть дня; б) при организации образовательной среды в детском саду необходимо делать акцент на диалоговые и дискуссионные практики, открытые задания, личностную значимость для ребенка предлагаемой ему деятельности, мягкое расписание с длительными периодами, когда ребенок может быть погружен в одно занятие, профессиональную свободу педагога; в) интеграция проблемных ситуаций, требующих экспериментальной деятельности и освоения «наукосообразных» способов ответа на противоречивые вопросы является эффективным способом стимулирования любознательности в дошкольном возрасте.
В качестве заключения автор подчеркивает, что в практике дошкольного образования, безусловно, возможно и оправдано успешное совмещение всех указанных подходов к развитию творческого мышления.
и педагоги вместе определяют общую тему и формулируют некоторые аспекты содержания, они планируют контент, обсуждают различные роли, правила внутри ролей и возможные действия, связанные с конкретными ролями. Благодаря этому совместному планированию постепенно проявляются контекст или рамки игры. Возникает вопрос, не ухудшит ли эта более спланированная игра привычные черты ролевой игры, а вместе с ней и переживания ребенком осмысленности и значимости самого процесса игры.
В данной статье автор исследует, как развивались наши представления о раннем обучении с течением времени, и предлагает новый взгляд на педагогику, основанный не на традиционной модели депривации, а на новой, выходящей за рамки депривации. Новая модель предполагает, что ребенок не лишен культуры, а скорее, возможности создавать культуру и иметь дело с культурой. В этой новой перспективе ребенок рассматривается не как пассивный зритель, а как активный участник. Целью школ должно быть создание «благоприятной культуры», в которой ребенок участвует в переосмыслении и обновлении культуры. В статье также выявляются и исследуются три антиномии, возникшие по мере развития представлений о раннем обучении:
• «индивидуальная реализация» против «служения культуре»;
• «центрированность на таланте» против «сосредоточения на средствах»;
• «партикуляризм» против «универсализма».
Утверждается, что исследование этих трех антиномий может предоставить полезную основу для размышлений о том, что мы узнали о раннем обучении и куда мы движемся в текущем развитии.
Вывод этой статьи состоит в том, что детей с самого начала следует принимать в качестве полноправных участников культуры, и им должна быть предоставлена возможность создавать и переделывать культуру в каждом поколении. Аргументируется, что мы должны перестать думать о депривации детей и начать думать о детях как участниках процесса.
и потребностями развития детей дошкольного возраста, сталкивающихся с проблемами. Представлено конкретное руководство для авторов программ и административно-управленческого персонала, стремящихся разработать целенаправленные программы, которые будут эффективно работать на пользу развития детей.
Актуальность. Проблема «оплаты вперед», или представления о том, что дети и подростки совершают добрые дела по отношению к незнакомым людям, не ожидая отдачи или вознаграждения, настолько важна, что, без преувеличения, от нее зависит будущее человечества. «Оплата вперед» – это не новый способ поведения; в противном случае люди давным-давно перестали бы существовать. Термин «оплата вперед» можно описать как «процесс, когда кто-то делает что-то хорошее для другого, не имея намерения получить что-то взамен, но вместо этого с ожиданием, что получатели передадут это другому человеку.
Ход исследования. После краткого разъяснения понятия «возврата долга» делается попытка исследовать феномен «жизни настоящим» и то, как это влияет на «оплату вперед», поскольку можно предположить, что забота о благополучии тех, кто будет жить в будущем, повлияет на ограниченное чувство связи с грядущими поколениями. Тенденция, подталкивающая детей ко все большей жизни в настоящем, подпитывается многочисленными процессами, наиболее значимыми из которых является сокращение количества времени, которое дети уделяют досугу и хобби, и ожидание почти немедленного удовлетворения своих потребностей.
Выводы. Если люди устают от общения с настоящим, у них не остается энергии для будущего. Будут ли в таком случае дети и молодежь думать о благополучии и процветании следующих поколений? Какое будущее ждет молодое поколение и тех, кто придет после них? Этот вопрос порождает пугающие сценарии, последствия которых могут быть лишь приблизительными, если вообще возможны. Попытка оценить их будет предпринята в будущих исследованиях.
Актуальность. Проблема «оплаты вперед», или представления о том, что дети и подростки совершают добрые дела по отношению к незнакомым людям, не ожидая отдачи или вознаграждения, настолько важна, что, без преувеличения, от нее зависит будущее человечества. Термин «оплата вперед» можно описать как «процесс, когда кто-то делает что-то хорошее для другого, не имея намерения получить что-то взамен, но вместо этого с ожиданием, что получатели передадут это другому человеку. Автор пытается найти ответы на вопросы: почему многие люди, живущие сейчас, чувствуют привязанность к тем, о ком беспокоятся, и даже могут считать себя ответственными за жизни тех, кто придет в этот мир через несколько поколений?
Ход исследования. В статье делается попытка исследовать феномен «жизни настоящим» и то, как это влияет на «оплату вперед», поскольку можно предположить, что забота о благополучии тех, кто будет жить в будущем, повлияет на ограниченное чувство связи с грядущими поколениями, и они больше озабочены удовлетворением своих потребностей в hi et nunc (здесь и сейчас). Тенденция, подталкивающая детей ко все большей жизни в настоящем, подпитывается многочисленными процессами, наиболее значимыми из которых является сокращение количества времени, которое дети уделяют досугу и хобби, и ожидание почти немедленного удовлетворения своих потребностей. Автор рассматривает разрыв между прошлым, настоящим и будущим и то, как это влияет на отношение юношей и девушек к улучшению жизни будущих поколений.
Выводы. Стремление чувствовать связь с тем, что было раньше, или чувство тоски по тому, что было раньше, служит многим целям; оно обеспечивает идентичность, гордость, уверенность, смысл и даже покой, восстановление сил и исцеление. Именно по этим причинам спасение культурного наследия является первоочередной задачей после конфликтов или стихийных бедствий. При этом возникает вопрос: насколько хорошо подготовлено молодое поколение для участия в деятельности, которая принесет пользу тем, кто придет после них?