Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Воспитание детей дошкольного возраста

    Белобрыкина О.А. Симплификация дошкольного детства в условиях стандартизации образования
    СДО - 2023. - №2 с. 54-64
    Белобрыкина О.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1409

    Актуальность. Роль игры в дошкольном возрасте приоритетна. Вместе с тем преобладание когнитивной доминанты в образовательных стандартах оказывает неблагоприятное влияние на полноценное проживание ребенком дошкольного периода детства.

    При обсуждении проблемы стандартизации образования особое внимание уделяется прогнозам Д.Б.Эльконина, не утратившим и сегодня своего значения в отношении реформирования образования в целом и дошкольного воспитания в частности. Отмечается, что идея «высоких стандартов обучения», реализуемая посредством внедрения программ раннего развития интеллектуальных навыков у детей и подготовки их к использованию в будущем высоких технологий, симплифицирует развитие дошкольника.

    Организация исследования. Цель исследования состояла в определении наличия онтогенетически сменяющих друг друга видов игры в системе дополнительного образования дошкольников. Методом исследования выступал контент-анализ содержания рекламной продукции по услугам, предлагаемым учреждениями дополнительного образования для детей раннего и дошкольного возраста. Проанализировано более 500 рекламных объявлений. Проведенный анализ показал, что в перечне предложений преобладают направления, ориентированные на знаниевую составляющую, многие из которых препятствуют становлению возрастных новообразований.

    Результаты исследования. Результаты аналитического исследования предлагаемых учреждениями дополнительного образования услуг для детей раннего и дошкольного возраста указывают на доминирование услуги по подготовке к школе, осуществление которой начинается с 2–3-летнего возраста. Показано соотношение предлагаемых внешкольными учреждениями «развивающих» услуг для детей, в которых полностью отсутствует ориентация на ведущий вид деятельности дошкольника – игру.

    Обозначается, что реализация и основного, и дополнительного образования детей дошкольного возраста в современных условиях осуществляется с преимущественным использованием школьных форм и средств обучения.

    Выводы. Анализ показал, что использование при обучении дошкольников в учреждениях дошкольного и дополнительного образования школьных форм, методов и приемов вне опоры на ведущий вид деятельности лишает детей полноценного детства. Ограниченное рамками образовательных и иных стандартов, дошкольное детство сегодня оказывается лишено средств для конструирования образа взрослости, образа социального будущего и перспектив собственного индивидуального становления.

    Ключевые слова: реформы образования образовательные стандарты детство дошкольный возраст ведущий вид деятельности симплификация развития игровая депривация
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-54-64
    Белолуцкая А.К. Факторы развития эмоциональной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста: обзор исследований
    СДО - 2021. - №4 с. 22–33
    Белолуцкая А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    2267

    Актуальность тематики статьи. Уровень эмоциональной компетентности в раннем и дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на становление личностных характеристик (самооценка, эмпатия, уровень деструктивной агрессии), успешность социального взаимодействия (способность к сотрудничеству, конфликтность, склонность к обману, зависти и проч.), а также вовлеченность ребенка в образовательный процесс и академические достижения в детском саду и школе.

    Цель. На основе обзора исследований описать факторы семейной и образовательной среды, определяющие развитие способности регулировать и распознавать эмоции в дошкольном возрасте.

    Описание хода исследования. В статье представлен обзор 57 зарубежных и отечественных источников, касающихся проблемы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особое внимание уделено таким аспектам, как: влияние характеристик семьи и особенностей домашнего окружения, связь с речевым и физическим развитием, влияние факторов образовательной среды и связь с будущей школьной успешностью.

    Результаты исследования. Сформулированы следующие выводы: возраст детей в дошкольный период жизни – значимый фактор повышения уровня эмоциональной компетентности. В начальной школе роль возраста снижается и далее оказывает существенное влияние уже в подростковом возрасте; определяющую роль в формировании эмоциональной компетентности играет семья и особенности домашней среды, где проходит раннее и дошкольное детство ребенка; уровень сформированности эмоциональной компетентности дошкольников и младших школьников значимо связан с уровнем речевого развития, как в части способности регулировать, так и распознавать эмоции.

    Заключение. Уровень эмоционального регулирования, экспрессивности и способности распознавать эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо откликаются на целенаправленное педагогическое воздействие. Важным фактором эмоционального развития является стратегия ко-регуляции эмоций педагогом, особенно в детском саду; способность распознавать и регулировать эмоции в детском саду является значимым предиктором школьной успешности, с точки зрения уровня конфликтов с педагогами и сверстниками, вовлеченности в образовательный процесс, адаптации к школьной жизни, академической успеваемости.

    Ключевые слова: регуляция эмоций распознавание эмоций семейная среда образовательная среда школьная успешность
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-4106-22-33
    Вершинина Н.А., Хащанская М.К. Арт-педагогика как основа совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста
    СДО - 2017. - №5 с. 46–54
    Вершинина Н.А. , Хащанская М.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    3404
    В данной статье предлагается рассматривать искусство как образовательный ресурс, использование которого в педагогической деятельности способствует решению задач воспитания, обучения и развития личности. Но поскольку большая часть взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста, не владеет системным пониманием сущности искусства, его функций, значения для образования, технологиями работы с детьми средствами искусства, ставится вопрос об их подготовке в этой области. Обосновывается актуальность совместного обучения взрослых, работающих с дошкольниками, на основе арт-педагогики – педагогического направления, в рамках которого осуществляется поиск, апробация и внедрение методов и технологий привлечения средств искусства для решения образовательных задач. Приводятся результаты самооценки компетентности взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста, в области привлечения искусства в педагогическую деятельность, полученные в результате опросов. Чтобы лучше понять особенности восприятия искусства взрослыми, являющимися педагогами разного профиля или членами семьи, предлагается рассмотреть структуру художественного образа в соответствии со схемой, которая отображает структуру взаимосвязей его компонентов. Раскрывается специфика педагогической работы с произведениями изобразительного искусства, выявляются стереотипы и ограничения восприятия художественного образа, обусловленные профессиональной специализацией воспитывающих взрослых. Описывается пример и демонстрируются возможности совместного решения образовательных задач при работе с произведением живописи педагогическими работниками разного профиля. Делаются выводы о целесообразности организации совместного обучения взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста, с использованием методов и технологий арт-педагогики, направленные на освоение языка изобразительного искусства.
    Ключевые слова: взрослые воспитывающие детей дошкольного возраста совместное обучение воспитывающих взрослых арт-педагогика методы и технологии арт-педагогики художественный образ язык искусства
    Годовщина Ташкентской декларации «Tashkent+1»
    СДО - 2023. - №6 с. 4-7
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    695
    Чуть больше года прошло с того момента, когда в Ташкенте завершила работу Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста «Трансформация дошкольного образования», собравшая 150 министров из разных стран мира. Итогом конференции стало принятие «Ташкентской декларации», в которой были зафиксированы основные направления развития дошкольного образования на долгие годы вперед. Декларация призывает к созданию условий для гармоничного развития каждого ребенка, начиная с самого раннего возраста, а также к обеспечению доступа к качественному дошкольному образованию для всех слоев населения. Материалы об итогах конференции были опубликованы в журнале «Современное дошкольное образование» за 2022–2023 годы.
    Далгатов М.М., Гунашева М.А., Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Российский и зарубежный опыт изучения семей, принявших детей из зон боевых действий
    СДО - 2023. - №6 с. 8-18
    Слепко Ю.Н. , Мазилов В.А. , Гунашева М.А. , Далгатов М.М.
    ПОДРОБНЕЕ
    842

    Актуальность. Мировой кризис беженцев создает значительное количество проблем, связанных с необходимостью решения политических, экономических, социальных, психологических и других вопросов организации жизнедеятельности вынужденных переселенцев. Наиболее острыми среди них являются психологические следствия вынужденного перемещения, оказывающие негативное влияние на субъективное благополучие, психическое здоровье, эмоциональное состояние и другие сферы психической жизни наименее защищенной категории беженцев – детей.

    Цель. Обобщение и систематизация российского и зарубежного опыта изучения психологических проблем детей-беженцев, в том числе оставшихся без попечения родителей и принятых в новую семью.

    Методы. В основе настоящего исследования лежит теоретический сравнительно-психологический анализ российских и зарубежных исследований, в предмет которых входит изучение проблем психологии беженцев.

    Результаты. В ходе проведенного исследования были обобщены и систематизированы типичные психологические проблемы, возникающие у беженцев в ситуации вынужденного переселения, – нарушения адаптации, эмоциональной сферы, развитие стрессовых состояний, необратимые личностные изменения и др. Показано разнообразие форм и методов психологической помощи беженцам, включающее образовательную и культурную интеграцию, индивидуальную, групповую, когнитивно-поведенческую и другие виды психотерапевтической помощи. Утверждается, что при наличии понимания важности семьи как фактора психологического благополучия детей-беженцев объем исследований проблемы принимающих их семей явно непропорционален возрастающему числу беженцев.

    Выводы. Обобщая полученные результаты, авторы формулируют основную идею о том, что принимающая семья должна рассматриваться как субъект оказания психологической помощи детям-беженцам в решении типичных проблем эмоциональной, личностной, поведенческой, коммуникативной и других сфер их жизнедеятельности. Успешное решение обозначеннойu1079 задачи напрямую зависит от систематической работы научного сообщества по оценке психологических проблем детей-беженцев, разработке адаптивных, развивающих, коррекционных и других программ психологического сопровождения вынужденных переселенцев.


    Ключевые слова: беженцы психология беженцев семья беженцев принимающая семья
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-6120-8-18
    Европейская ассоциация изучения образования в раннем детстве (EECERA)
    СДО - 2015. - №1 с. 68
    ПОДРОБНЕЕ
    4954
    Изучение традиций семейного воспитания как потенциала сохранения духовно-нравственных ценностей
    СДО - 2024. - №5 с. 12-27
    Воробьева И.Н. , Арнаутова Е.П. , Рычагова Е.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1259

    Актуальность. Реализация задачи приобщения детей к традиционным нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, культурным традициям своей семьи выделена в числе приоритетных в новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Поэтому разработка методик изучения культурных традиций современной семьи является важной практической помощью специалистам в обогащении партнерских отношений с родителями.

    Цель. Изучение семейных традиций в семьях воспитанников и анализ актуальных аспектов взаимодействия ДОО и семьи в вопросах повышения духовно-нравственного потенциала молодой семьи.

    Выборка. В исследовании приняли участие 47 педагогов и 230 родителей детей раннего и дошкольного возраста дошкольных групп образовательных учреждений города Москвы.

    Методы. Исследование выполнялось на основе разработанного авторами опросника по изучению традиций воспитания в современной семье, а также в образовательной практике педагогов дошкольного образования и взаимодействии их с родителями.

    Результаты. Представлено качественное и количественное описание полученных данных с использованием опросных листов отдельно для педагогов и родителей, а также сводных таблиц для обработки количественных и качественных данных. Проанализированы и обобщены наиболее значимые результаты социологического опроса, связанные с взглядами и отношением поколения молодых родителей и нынешних педагогов к разным аспектам многогранной проблемы сохранения и использования семейных традиций в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Разработана методика социологического опроса по изучению семейных традиций в практике родительского воспитания и образовательной практике педагогов в общении с детьми и сотрудничестве с родителями. По ряду вопросов сделан сравнительный анализ результатов опроса педагогов и родителей. Выделены наиболее актуальные направления сотрудничества с семьями по популяризации семейных традиций.

    Выводы. Апробация методики изучения семейных традиций позволяет далее продолжить ее совершенствование и использование в практике взаимодействия с родителями в иных модификациях. Специалистам в области образования важно активно вовлекать молодые семьи в возрождение традиций, вести календари семейных событий и летописи, чтобы формировать более тесные связи между поколениями и способствовать позитивной социализации детей.

    Ключевые слова: воспитание семейные ценности семейные традиции семья ребенок родители педагоги
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-5125-12-27
    Комарова И.И. Музей как новый участник образовательных отношений в системе дошкольного образования
    СДО - 2022. - №5 с. 25–39
    Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1687

    Актуальность тематики статьи обусловлена изменениями, происходящими в мире в области экономики, управления, ресурсов, технологий, информации, которые не могли не привести к трансформации системы образования. Сегодня мы находимся в эпицентре этой трансформации, свидетельством чему является форум ЮНЕСКО, посвященный трансформации современного образования, проходивший в преддверии конференции ООН (конец июля 2022 г.). В процессе трансформации меняются участники образовательного процесса: родители, педагоги, дошкольники, детские сады, педагогические технологии, образовательные организации. Процессы эти осуществляются в режиме реального времени, и не всегда мы в состоянии отследить и проанализировать их.

    Цель статьи: показать результаты исследования трансформации музеев из центров хранения материального и нематериального наследия человечества в неформальные и информальные центры образования с набором образовательных инструментов и технологий, свойственных различным типам музея, и результаты влияния образовательной работы музеев на детей.

    Ход исследования. В статье представлен опыт работы музеев, как части современного процесса дошкольного образования, на основе анализа публикаций российских и зарубежных исследователей в сфере музейной педагогики. В ходе исследования были изучены публикации зарубежных ученых, как выявляющие и обобщающие тенденции развития образовательной деятельности музеев (за 1990–1999-е годы, за 2000–2007 годы), так и отдельные работы; программы музеев, направленные на развитие исполнительной функции ребенка, в том числе.

    Результаты исследования показывают, что внимание музейных педагогов, особенно в последние годы, направлено на детей младшего возраста, для которых музей становится альтернативной образовательной площадкой за счет ресурсов, которые уже имеются в музее и освоены как образовательные ресурсы; за счет программ, опирающихся на музейно-образовательные технологии; за счет большей готовности музейных педагогов внедрять новые инструменты и технологии в свои программы; за счет ориентации на интерактивные формы взаимодействия; за счет более широкого вовлечения семьи в музейные активности и т.п.

    Заключение. Нынешняя структура образования в мире серьезно дестабилизирована из-за растущей неудовлетворенности результатами формальной системы, невостребованностью подготовленных кадров современной экономикой, распространением информальных форм начального образования и кризисов финансирования на государственном и местном уровнях. Новые горизонты открываются благодаря технологическим достижениям в области коммуникации, совместного использования контента и культурным ожиданиям в отношении доступа, полномочий и персонализации. Началась новая эра, характеризующаяся новыми экономиками, основанными на различных методах совместного использования образовательных ресурсов. В этих условиях усилия государственных образовательных политик постепенно обращаются к неформальному и информальному образованию, лидером которого становятся музеи. Эта работа должна сегодня учитываться на государственном уровне.

    Ключевые слова: трансформация системы образования неформальное и информальное образование музеи музейная педагогика когнитивное развитие навыки дошкольное образование
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-5113-25-39
    Комарова И.И., Тищенко А.С. Мир дошкольного образования в XXI веке
    СДО - 2023. - №2 с. 16-33
    Тищенко А.С. , Комарова И.И.
    ПОДРОБНЕЕ
    1599

    Актуальность. Тема трансформации образования сегодня необычайно актуальна, так как в последние 10–20 лет глобально изменился подход к роли дошкольного воспитания / воспитания и образования детей младшего возраста во всем мире. В результате многими странами были пересмотрены подходы к дошкольному образованию, оно заняло то место, которое заслуживает этот уровень образования для развития конкурентности стран (Комарова, 2018). Это заставило мировое сообщество пересмотреть свои подходы к образованию и провести серию конгрессов, конференций и симпозиумов, посвященных трансформации национальных систем образования. Статья посвящена систематизации приведенных и обсужденных на Всемирной конференции ЮНЕСКО в Узбекистане данных, приведенных 150 руководителями государств, министрами или представителями министерств, руководителями НПО и международных организаций в сфере воспитания и образования детей младшего возраста.

    Цель исследования: представить и проанализировать разнообразие подходов различных стран к решению проблем дошкольного образования для создания условий выживания и развития человека, обеспечивающих устойчивое развитие и сохранение жизни на Земле.

    Описание хода исследования. Авторы проанализировали образовательную статистику нескольких групп стран: постсоветского пространства; развивающихся; развитых; издавна применяющих инновационные подходы в воспитании и образовании детей младшего возраста и т.д. По этой теме авторы опубликовали несколько отчетов (Каракчиева и др., 2022; Комарова, Чаброва, 2022). Полученные ранее данные были сопоставлены с исследованиями отдельных аспектов дошкольного воспитания и образования, разрабатываемых группами ученых и направленных на концепции, признанные важными в современной ситуации, например, на исследования нейрофизиологии раннего детства или экологизации детства и т.п. Эти данные были также сопоставлены с теми характеристиками состояния ВОДМ, которые приводили руководители государств, министры, ответственные за ВОДМ.

    Результаты исследования. В результате исследования был систематизирован материал о состоянии ВОДМ в различных странах мира, дальнейших направлениях развития.

    Заключение. Мировая система образования меняется на наших глазах, и меняется радикально. Потребности этих перемен ощутили большинство стран мира. Эти перемены ведут к изменению образовательной политики, доступу к образованию, появлению новых объектов и субъектов образования, формированию новой структуры наук об образовании, педагогики и психологии как научных дисциплин со своей системой оценок и т.д.

    Ключевые слова: ВОДМ дошкольное образование дети младшего возраста министерство образования образовательная политика трансформация образования экологизация детства образовательный охват законодательство в системе образования
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-2116-16-33
    Моника Сандлунд и Элен Элвстранд: «У ребенка должно сохраняться право на игру, на возможность создать свое игровое пространство»
    СДО - 2019. - №6
    ПОДРОБНЕЕ
    500
    В эпоху погони за успешностью, результативностью с самых ранних лет, трудно представить систему образования, в которой по-прежнему центральная роль отведена игровой деятельности: тестов практически нет, а оценки не ставят до шестого класса. Об особенностях и приоритетах дошкольного образования в Швеции мы поговорили с директором по развитию образовательных программ Линчёпингского университета в Швеции Моникой Сандлунд и доктором педагогических наук, старшим преподавателем Линчёпингского университета Элен Элвстранд.
    Н.Е. Веракса: «Воспитание должно быть умным»
    СДО - 2022. - №5 с. 10–21
    Веракса Н.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    867
    Одна из основных задач системы образования – воспитать высокодуховного, высоко-нравственного человека, разделяющего традиционные ценности, идеалы добра и справедливости, сопереживающего, способного прийти на помощь. В современном мире это архисложная задача. Как ее решить? Об этом мы поговорили с Николаем Евгеньевичем Вераксой, доктором психологических наук, ректором Международной педагогической академии дошкольного образования.
    Наталья Костюк: «Миссия ФОП – создание единого образовательного пространства для воспитания, развития, обучения детей»
    СДО - 2023. - №4 с. 4–7
    Бурмистрова Л.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    1044
    1 сентября 2023 года для дошкольных учреждений нашей страны начинается новый важный этап развития, их деятельность должна соответствовать Федеральной образовательной программе (ФОП). Одни эксперты сравнивают переход на ФОП с революцией в дошкольном образовании, предрекая глобальную перестройку, другие говорят о незначительных изменениях, точечных преобразованиях, так как ФОП разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе которого ДОО строили свою работу. Что ждет систему дошкольного образования в ближайшем будущем на самом деле, какие преобразования необходимо провести в первую очередь, чтобы образовательная программа детского сада соответ­ствовала ФОП, на эти и другие актуальные вопросы мы попросили ответить Наталью Юрьевну Костюк, заместителя директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования.
    Поливанова К.Н., Островерх О.С., Струкова А.С. Представления педагогов о детской самостоятельности в дошкольном возрасте
    СДО - 2022. - №3 с. 16–24
    Островерх О.С. , Струкова А.С. , Поливанова К.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    1556

    Актуальность тематики статьи. В современном образовании все большее внимание уделяется надпредметным результатам, таким как благополучие, социально-эмоциональное развитие, агентность (самостоятельность и инициатива) и т.д. В статье обсуждается рост значения одного из таких надпредметных результатов дошкольного образования – детской самостоятельности, приводятся примеры изменения международного дискурса, признание важности благополучия, социально-эмоциональных навыков, автономии и агентности (самостоятельности и инициативности). Кроме этого, описаны современные исследования факторов внешней среды (семейных и образовательных условий) формирования самостоятельности. Ставится проблема неопределенности используемых терминов и необходимости их доопределения.

    Целью работы было выявить и описать практики развития самостоятельности в дошкольных образовательных организациях Москвы и Красноярска и описать образ самостоятельности, который реализуется в этих практиках.

    Описание хода исследования. В рамках работы было проведено качественное исследование, 14 тематических интервью с руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций двух городов-миллионников РФ. Для разработки гайда интервью использовались материалы, предоставленные педагогами, работающими в русле идей Монтессори. Целью исследования было выявление отношения педагогов к новым ориентирам развития ДО, а также их представлений о возможности развития самостоятельности воспитанников и успехов в этой деятельности.

    Результаты исследования. Анализ ответов педагогов показал, что самостоятельность следует рассматривать в трех сферах – быту, игре и продуктивной деятельности. Проявления самостоятельности могут быть неодинаковыми. Самостоятельность связывается с заинтересованностью ребенка в выполняемой им деятельности, большое внимание уделяется способности ребенка закончить начатое им дело, что в более широком контексте самостоятельности представляется спорным.

    Наиболее трудным для педагогов оказалось описание принятых в их детском саду практик развития самостоятельности: педагоги или затруднялись их четко описать, или, напротив, называли все детские активности. Практически не удалось выявить признаки успешности педагогических усилий по развитию самостоятельности.

    Заключение. Полученные данные говорят об общем положительном отношении к необходимости развития детской самостоятельности, однако указывают и на трудности в реализации этой задачи. Так, обнаружено, что препятствие в развитии самостоятельности педагоги видят в небезопасности предоставления детям-дошкольникам свободы действий. Кроме того, можно утверждать, что конструкт «самостоятельность» не имеет четкого определения, и представления педагогов отражают эту неопределенность. Нами выявлено и отсутствие признанных, принятых методик развития самостоятельности, педагоги затрудняются дать оценку своей работе, высказывать суждения об эффективности той или иной деятельности, направленной на повышение уровня самостоятельности.

    Ключевые слова: детская самостоятельность автономия инициатива агентность педагогические практики в детском саду
    DOI: 10.24412/2782-4519-2022-3111-16-24
    Попова В.Р., Каманина Ю.П.  Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современных детских садах
    СДО - 2017. - №6 с. 62–67
    Каманина Ю.П. , Попова В.Р.
    ПОДРОБНЕЕ
    2237
    В основе статьи краткий анализ итогов Всероссийского конкурса «Я – Рос­сиянин» на лучшую организацию патриотического воспитания в работе с дошкольниками. В статье актуализируется проблема гражданско-патриотиче­ского воспитания, отражаются психолого-педагогические идеи относительно механизмов и путей формирования основ гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста, содержится краткий анализ итогов конкурса, подчеркивается роль педагога в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
    Роль зоны ближайшего развития в диагностике интеллектуального развития мексиканских детей
    СДО - 2024. - №4 с. 70-80
    Соловьева Ю.В. , Кинтанар Рохас Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    584

    Актуальность. Процесс интеллектуального развития в онтогенезе и способы его оценки изучались многими выдающимися психологами: Ж. Пиаже (1973), А. Валлоном (1942), А.В. Запорожцем (1986), П.Я. Гальпериным (1998). Однако только небольшое количество работ рассматривают зону ближайшего развития (Выготский, 1983) при оценке интеллектуального развития детей. Настоящее исследование является попыткой разработки и применения процедуры, учитывающей зону ближайшего развития (ЗБР), при исследовании детей, живущих в разных социальных и экономических условиях.

    Цель. Исследование показывает, как понятие зоны ближайшего развития может быть использовано при диагностике интеллектуального развития детей по этапам конкретных действий, конкретных образов и словесно-логического мышления. Оценка основана на формировании постепенной ориентировки путем оказания помощи ребенку в выполнении нового задания.

    Выборка. Исследование проводилось в Мексике. Было отобрано 1120 школьников обоих полов из разных слоев населения (село, пригород, более и менее обеспеченные жители города). Возраст детей составлял от 6 до 12 лет. Каждая социально-экономическая группа состояла из 280 детей: по 20 детей из каждого школьного класса (10 девочек и 10 мальчиков). Школьные классы включают последний класс детского сада и 6 классов начальной школы в соответствии с образовательной системой Мексики.

    Методы. Была разработана «Схема оценки интеллектуального развития», которая применялась ко всем детям. Схема представляет собой оценку зоны ближайшего развития как плана выполнения экспериментального задания (словесного, образного или действенного) после предъявления ориентировочной основы действия (Гальперин, 1976; Талызина, 1984; Карпов, 1983; Талызина, Карпов, 1987). Схема состоит из двух заданий, которые предъявляются в разных планах интеллектуального развития: словесном, образном или действенном.

    Результаты. Сначала проверялась возможность выполнения задания без посторонней помощи. Результаты показали невозможность выполнения первоначального задания: 82% в сельской группе; 74,64% в группе пригорода; 64,64% в группе города с низким уровнем жизни и 71,42% в группе обеспеченных жителей города для первого задания и 65,35% в сельской группе; 62,50% в группе пригорода; 52,85% для группы с низким уровнем жизни в городе и 46,42% для группы с высоким уровнем жизни в городе для второго задания. Дисперсионный анализ выявил существенные различия между группами. Однако после предоставления ориентировочной основы действия большинство детей, не справившихся с первоначальным заданием, смогли решить его на разных уровнях. Выполнение на вербальном уровне было очень высоким: 62,17% в сельской группе; 61,27% в группе пригорода; 75,30% в группе с низким уровнем жизни в городе и 77,95% в группе с высоким уровнем жизни в городе для первого задания и 48,00% в сельской группе; 56,80% в группе пригорода; 59,58% в группе с низким уровнем жизни в городе и 66,14% в группе с высоким уровнем жизни в городе для второго задания. Существенные различия были обнаружены только для уровней помощи взрослого во время представления ориентировочной основы действия.

    Выводы. Эти результаты показывают способность детей из всех групп работать в ЗБР и решать задачу после предварительной выработки ориентировочной основы. Согласно нашему исследованию, дети способны достигать вербального уровня, что свидетельствует о наличии широкой зоны ближайшего развития. Обсуждение ведется на основе работы о зоне ближайшего развития (Выготский, 1991) и об ориентировочной основе действия, задаваемой взрослым (Гальперин, 1996; Талызина, 2000) при формировании интеллектуальной деятельности у дошкольников и школьников разных социально-экономических групп.

    Ключевые слова: зона ближайшего развития диагностика интеллектуальное развитие мексиканские дети
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-70-80
    Томтосова Е.А. Влияние традиционных практик воспитания дошкольников на развитие воспитательного пространства кочевого арктического региона
    СДО - 2023. - №3 с. 44–55
    Томтосова Е.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    958

    Актуальность. Социокультурные процессы, происходящие в арктическом регионе, обуславливают изменение роли арктических народов в современном мире и отношение к ним, способствуют осмыслению и принятию новых образовательных процессов и явлений в воспитании народов Севера. Вместе с тем для эффективного воспитания детей и школьников, развития их личности значим традиционный опыт поколений. Одним из современных механизмов развития личности ребенка и взрослого, их позитивных межпоколенных отношений является воспитательное пространство. В статье представлены результаты практико-ориентированного исследования, нацеленного на выявление традиционных практик воспитания северян и характеристику перспектив их использования для развития субъектов воспитательного пространства кочевого арктического региона.

    Цель исследования: выявление традиционных практик воспитания северян и определение перспектив их использования для развития кочевого воспитательного пространства арктического региона.

    Ход исследования. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования, посвященные проблеме актуализации и использования дошкольной образовательной организацией социокультурных ресурсов для создания воспитательного пространства малонаселенной арктической кочевой территории: оригинальных образцов знаний и установок, языка и культуры, моделей поведения и отношений, самобытных арктических воспитательных практик. С 2018 по 2021 гг. осуществлялся мониторинг традиционных практик воспитания. Выявленные практики использовались работающими вахтовым методом в кочевых территориях Республики Саха (Якутия) педагогами следующих образовательных организаций: школа–дошкольная организация «Айлик» Томпонского улуса; Эвенская кочевая школа–дошкольная организация «Нэргэт» Кобяйского района (Себян-Кель); начальная школа–дошкольная организация кочевого сообщества сложившейся родовой общины «Нутендли» Нижнеколымского района; школа–дошкольная организация «Куонэл-экэн» Оленекского района.

    Методы исследования: анализ педагогической литературы, систематизация опыта дошкольных организаций Якутии, включенное наблюдение жизнедеятельности кочевья, анкетирование и опросы местных жителей кочевья, опытная работа по внедрению полученных результатов в педагогическую практику, экспертное оценивание результатов использования воспитательных практик.

    Результаты исследования. Дано определение понятиям «воспитательное пространство кочевой территории», «событийные практики воспитания дошкольников-северян». Проведен анализ потенциала воспитательных практик с использованием родного языка, народной музыки, песен, фольклора; годового календаря; традиций хозяйствования кочевых народов. Определены критерии и показатели оценки воспитательной деятельности в стационарных поселковых организациях и в условиях кочевья. Проведены опросы педагогических работников по оценке эффективности воспитательной деятельности. Отмечены положительные результаты в кочевых образовательных структурах: до 30% показателей в поселковых дошкольных образовательных организациях уступают аналогичным показателям в кочевых структурах. Результаты подтверждены методами математической статистики.

    Выводы. Возрождение исконных традиционных практик воспитания, определяющих самосознание северных народов, их образ жизни, восприятие мирового пространства, мысли, чувства, использование их в развивающемся воспитательном пространстве региона могут сегодня кардинально изменить ситуацию с поиском смыслов жизненного и образовательного пути ребенка-северянина. Межпоколенная трансляция от взрослого к ребенку особенностей и сложившегося опыта кочевья сопровождается формированием совокупности взглядов, характеризующих особенности развития той или иной национально-этнической группы. Она становится основой развития воспитательного пространства кочевой территории как механизма развития личности: самостоятельности ребенка, субъектности взрослого, прочее.

    Ключевые слова: воспитание воспитательное пространство воспитательные практики кочевье арктиче­ские условия народные традиции дошкольники
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-44-55
    Ушакова О.С. Становление отечественной системы дошкольного воспитания
    СДО - 2023. - №1 с. 26-34
    Ушакова О.С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1438

    Актуальность исследования. Система российского дошкольного образования занимает лидирующие позиции в мире. Складываться она стала еще в прошлом веке. В статье рассматриваются взгляды на развитие и воспитание дошкольников исследователей детской психологии и дошкольной педагогики, работавших в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, созданном А.В. Запорожцем. Александр Владимирович придавал особое значение воспитанию ребенка в первые годы жизни, когда закладываются основы будущей личности, когда при благоприятных педагогических условиях наиболее интенсивно развиваются различные практические, умственные и художественные способности, начинают формироваться нравственные представления, чувства и привычки, которые складываются впоследствии в характер человека.

    Ход исследования. Автор рассматривает деятельность различных лабораторий Института, в которых исследовались проблемы обучения, развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. На решение этих задач были направлены педагогические, психологические и физиологические исследования, которые проводились в Институте дошкольного воспитания в содружестве с другими научными учреждениями страны.

    Выводы. А.В. Запорожец создал признанную в мировой науке теорию сенсорного и умственного развития ребенка, являющуюся основой решения проблем воспитания дошкольников. Под руководством А.В. Запорожца была разработана концепция дошкольного воспитания и проведены исследования развития и воспитания детей раннего и дошкольного возрастов, которые доказали, что каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными психофизиологическими возможностями. Задача педагогов, по его мнению, заключается в том, чтобы создать оптимальные педагогические условия для реализации этих возможностей, а в ходе усвоения общественного опыта происходит не только обогащение ребенка известными знаниями и умениями, но и формирование его способностей и качеств личности.

    Сотрудниками Института была подготовлена «Программа воспитания в детском саду», на основе которой велось воспитание и обучение детей во всех дошкольных учреждениях страны.

    Ключевые слова: дети дошкольного возраста обучение воспитание и развитие дошкольников система дошкольного воспитания
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-1115-26-34
    Чувствительность и инициативность матери и ребенка как условия для построения совместного внимания
    СДО - 2024. - №4 с. 8-23
    Федоренко Е.Ю. , Штейгер М.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    687

    Актуальность. Трудно переоценить значимость периода раннего возраста в развитии ребенка. В этот период формируются основы: отношение к себе, взрослым и окружающему миру, происходит активное развитие физических и психических функций. Определяющим фактором развития ребенка раннего возраста служит характер общения с близким взрослым и совместная деятельность с ним. В ряде исследований в качестве такого взаимодействия фигурирует процесс совмест­ного внимания, который определяется как направление внимания взрослого и ребенка к одной цели, объекту в пространстве. В настоящее время условия для построения совместного внимания в процессе взаимодействия близкого взрослого и ребенка раннего возраста недостаточно описаны, что не позволяет типологизировать этот процесс, диагностировать его и конструировать программы развития. В нашем исследовании в качестве условий для построения совместного внимания мы предлагаем рассматривать показатели чувствительности и инициативности матери и ребенка, которые проявляются в процессе взаимодействия и выстраиваются в разные связи, что позволяет определить типы совместного внимания.

    Цель. Показать, как выстраивается совместное внимание при разных показателях инициативности и чувствительности матери и ребенка раннего возраста. 

    Выборка. Эмпирическое исследование было проведено на выборке 29 пар (мать и ребенок от одного до трех лет), посещающих групповые занятия по раннему развитию в семейном центре.

    Методы. Опираясь на культурно-историческую концепцию развития Л.С. Выготского и теорию привязанности Джона Боулби, разработано и описано критериально-оценочное наблюдение за взаимодействием матери и ребенка в паре по показателям чувствительности и инициативности. Для каждого показателя приведены исследования авторов и содержательные обоснования.

    Результаты. Выделены и представлены 4 типа взаимодействия матерей и детей раннего возраста и оценка совместного внимания в каждом типе взаимодействия. Данные исследования позволяют увидеть базовые условия построения процесса совместного внимания, рассмотреть их роль и влияние на результат и его качество.

    Выводы. Выделенные условия построения совместного внимания позволяют выстраивать развивающие программы для работы с парами матерей и детей, которые могут быть направлены на развитие его компонентов: повышение чувствительности матери к чувствительности и инициативности ребенка, актуализацию удовольствия при взаимодействии, формирование инициативного действия матерей, расширение способов стимулирования инициативы ребенка.

    Ключевые слова: совместное внимание чувствительность взрослого инициативность взрослого чувствительность ребенка инициативность ребенка
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-8-23
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью