Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Редакция
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Редакция
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Развитие способностей

    «В каждом ребенке есть художник»
    СДО - 2019. - №3
    ПОДРОБНЕЕ
    1767

    Что такое творчество? Уже само это понятие таит в себе нечто загадочное.

    В современном мире компьютерных технологий именно творческие способности позволяют добиваться успеха в любом деле. Родители и педагоги стремятся развить в детях именно творческие способности. Но можно ли научиться творчеству, и каждый ли человек способен стать творческой личностью?

    Мы попросили ответить на эти вопросы Александра Александровича Мелик-Пашаева, доктора психологических наук, главного научного сотрудника Психологического института РАО, главного редактора журнала «Искусство в школе», и кандидата психологических наук, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО Зинаиду Николаевну Новлянскую, которые много лет занимаются проблемами художественного развития детей и опубликовали большое количество работ, посвященных этой проблематике.

    Белолуцкая А.К. Анализ зарубежных и отечественных подходов к развитию творческого мышления детей дошкольного возраста в образовательном процессе
    СДО - 2021. - №1 с. 28–42
    Белолуцкая А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    2512

    В статье сформулировано пять современных подходов, являющихся наиболее распространенными среди исследователей и педагогов-практиков в области развития творческого мышления дошкольников в образовательном процессе, а именно: работа через искусство, образовательную среду, тренинги креативности, разрешение проблемных ситуаций, детские нарративы. Автором использован метод сравнительного анализа отечественных и зарубежных источников (всего 47 источников, 30 из которых опубликованы за последние 10 лет).

    В работе сделаны следующие выводы: а) при работе с предметами эстетического цикла для развития творческого мышления ребенка важно уделять внимание не столько красоте сделанного дошкольником продукта, сколько качеству взаимодействия ребенка с педагогом, возможности действовать по собственному замыслу и доступности материалов, что обеспечивает детям независимость в принятии решений, как и чем заниматься большую часть дня; б) при организации образовательной среды в детском саду необходимо делать акцент на диалоговые и дискуссионные практики, открытые задания, личностную значимость для ребенка предлагаемой ему деятельности, мягкое расписание с длительными периодами, когда ребенок может быть погружен в одно занятие, профессиональную свободу педагога; в) интеграция проблемных ситуаций, требующих экспериментальной деятельности и освоения «наукосообразных» способов ответа на противоречивые вопросы является эффективным способом стимулирования любознательности в дошкольном возрасте.

    В качестве заключения автор подчеркивает, что в практике дошкольного образования, безусловно, возможно и оправдано успешное совмещение всех указанных подходов к развитию творческого мышления.

    Ключевые слова: творческое мышление креативность проблемные ситуации дошкольники искусство
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10093
    Белолуцкая А.К., Воробьева И.И., Шиян О.А., Зададаев С.А., Шиян И.Б. Условия для развития творческих способностей ребенка: результаты апробации инструмента оценки качества образования в детском саду
    СДО - 2021. - №2 с. 12–30
    Шиян И.Б. , Зададаев С.А. , Воробьева И.И. , Шиян О.А. , Белолуцкая А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    2785

    В статье представлено описание результатов разработки и апробации шкалы оценки условий для развития творческих способностей в детском саду. В обзорной части в качестве значимой тенденции современной психологии образования обсуждается процесс «демократизации понятия творчества» и изменение представлений о важности развития творческих способностей в дошкольном детстве. Методологической основой работы являются структурно-диалектический подход (Н.Е. Веракса, 2005), где для описания интеллектуального творчества используется конструкт «диалектического мышления» – системы умственных действий, позволяющих продуктивно решать противоречивые ситуации; концепция воображения как способности «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой (Ильенков, 1984; Дьяченко, 1996); подход к разработке шкал оценки качества образовательной среды семейства ECERS.

    Представленная в статье шкала оценки условий для развития творческих способностей в детском саду включает четыре показателя: понимание процессов развития, вопрошание, изобретательство и преобразование противоречий, воображение.

    В апробации приняли участие 32 дошкольные группы. Валидность инструмента оценивалась методом контрастных групп, выделенных на основе экспертных оценок. Надежность определялась методом согласованности экспертных оценок: в 13 группах эксперты проводили оценку попарно и независимо друг от друга. В фокусе наблюдений были: работа с воображением, качество вопросов, обращенных к детям, условия для свободного экспериментирования, поддерживающая эмоциональная атмосфера, чуткость к новым и оригинальным детским решениям и изобретениям, акцент на работе с мышлением как процессе, отражающем процессы изменения и трансформации, способном продуктивно разрешать противоречия.

    Анализ показал, что инструмент оценки позволяет различить контрастные группы по всем четырем показателям на уровне значимости не ниже чем 0,05, что говорит о его валидности. Также была обнаружена высокая согласованность экспертных оценок и на уровне показателей, и на уровне отдельных индикаторов, что говорит о его надежности. Коэффициент альфа Кронбаха равен 0,87, что свидетельствует о хорошем уровне внутренней согласованности инструмента.

    Полученные данные о надежности и валидности разработанного инструмента позволяют сделать вывод о возможности его использовать для оценки условий поддержки и развития творческих способностей детей в дошкольных группах. Инструмент позволяет выявить и проанализировать параметры качества дошкольного образования, внимание к которым не акцентируется в иных шкалах, например, в шкалах ECERS-3 для комплексной оценки качества дошкольного образования.

    Ключевые слова: оценка качества дошкольного образования творческие способности диалектическое мышление воображение апробация инструмент оценки
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10096
    Влияние методики формирования навыка рисования на овладение изобразительной деятельностью у дошкольников
    СДО - 2024. - №5 с. 68-80
    Рамирес Барреда М.Р. , Соловьева Ю.В. , Кинтанар Рохас Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    791

    Актуальность. Дошкольный возраст – это период, имеющий большое значение для психологического развития и подготовке к школе. Одним из видов деятельности, который необходимо формировать в дошкольном возрасте, является изобразительная деятельность, которая имеет огромное значение для общего развития дошкольника. Вовлечение детей в изобразительную деятельность — это шаг, необходимый для формирования прочного нейропсихологического фундамента, который определит их успехи детей не только в школе, но и в жизни в целом.

    Цель. Целью настоящего исследования было применение программы поэтапного формирования навыков рисования и определение ее влияния на развитие в дошкольном возрасте.

    Выборка. В данном исследовании приняли участие 9 детей дошкольного возраста — ученики третьего класса дошкольного учреждения. Качественная оценка изобразительной деятельности применялась ко всем участникам до и после включения в экспериментальную программу.

    Методика. Для достижения поставленной цели была реализована программа вмешательства, заключающаяся в постепенном обучении рисованию детей третьего года посещения дошкольного учреждения (Solovieva, Quintanar, 2016). Ко всем детям применялся один и тот же инструмент качественной оценки развития навыков рисования до и после применения программы (Solovieva, Quintanar, 2016).

    Результаты. Полученные данные позволяют констатировать улучшение результатов при итоговой оценке, которая выявила качественные и количественные изменения.

    Выводы. Показано, что программа поэтапного формирования навыков рисования оказала положительное влияние на овладение изобразительной деятельностью.

    Ключевые слова: изобразительная деятельность дошкольный возраст развивающие методы культурно-историческая психология процесс формирования навыков рисования
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-5125-68-80
    Воробьева И.И., Белолуцкая А.К. Взаимосвязь качества дошкольного образования, уровня развития творческого мышления воспитанников и развития творческого мышления педагогов при решении педагогических задач
    СДО - 2019. - №5 с. 34–53
    Воробьева И.И. , Белолуцкая А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    2280

    Статья посвящена результатам пилотного исследования связи качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития творческого мышления дошкольников и исследованию развития творческого мышления воспитателей при решении педагогических задач.

    В основе исследования – представления о качестве образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, и структурно-диалектический подход, описывающий диалектическое мышление как способность к творческому преобразованию объектов и ситуаций. Исследование было направлено на изучение возможных связей качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития диалектического мышления детей, а также способности взрослых (педагогов) применять инструменты творческого мышления при решении профессиональных задач: проектировании образовательного действия и развивающего диалога с ребенком.

    Исследование было проведено на случайной выборке дошкольных отделений образовательных комплексов г. Москвы (всего 103 ребенка от 5 до 6,5 лет и 35 педагогов). Для оценки качества образовательной среды мы использовали шкалы ECERS и пилотный вариант шкалы «Стимулирование диалектического мышления». Для оценки творческого мышления дошкольников использовался блок методик для измерения уровня диалектического мышления, а для взрослых была разработана и апробирована методика изучения мыслительных стратегий при решении профессиональных педагогических задач.

    Мы обнаружили, что существуют разрывы между необходимыми условиями для развития творческого мышления детей и традиционными способами организации пространства группы и взаимодействия с дошкольниками.

    Методика оценки творческого (профессионального) мышления педагогов позволила получить важные для профессионального сообщества данные и может быть положена в основу будущих исследований творческого мышления взрослых.

    Ключевые слова: творческое мышление профессиональное мышление проблемные ситуации дошкольники качество образования
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10054
    Гонсалес-Морено К.Х., Cоловьева Ю., Кинтанар-Рохас Л. Оценка творческого воображения в школьном возрасте
    СДО - 2024. - №1 с. 67-80
    Гонсалес-Морено К.Х. , Соловьева Ю.В. , Кинтанар Рохас Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    870

    Творческое воображение у детей школьного возраста изучалось на материализованном, сенсорно-перцептивном и вербальном уровнях. В исследовании приняли участие пятьдесят детей из частной школы в городе Пуэбла-де-Сарагоса, Мексика. Методика оценки применялась интерактивно в рамках концепции зоны ближайшего развития, которая предполагает участие педагога и использование различных видов поддержки: диалогической беседы, повторения инструкций и наводящих вопросов. Результаты показывают, что дети легче справляются с материализованными и сенсорно-перцептивными заданиями, чем с вербальными. Эти результаты обсуждаются с точки зрения возможных перспектив для развития творческого воображения в школьном возрасте.

    Ключевые слова: воображение акт творчества детское образование психология развития
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-1121-67-80
    Горшкова Е.В. О развитии образно-пластического творчества у детей 5–6 лет
    СДО - 2022. - №1 с. 15–25
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1111

    Актуальность тематики статьи обусловлена важностью развития образно-пластического творчества как наиболее оптимального для развития продуктивного воображения – основы любого творческого процесса. При этом образно-пластическое творчество, которое развивается у дошкольников на основе обучения детей языку движений, – способствует освоению дошкольниками способов невербального общения. Предложенная методика в практической работе с дошкольниками позволяет решать широкий круг проблем: познавательных, коммуникативных, творческих.

    Цель. Статья направлена на то, чтобы показать, как у детей 5–6 лет развивать образно-пластическое творчество на основе обучения их языку выразительных движений, начатого с младшей группы; а также сформулировать психолого-педагогические условия его развития у дошкольников 5–6 лет, описать особенности методики.

    Описание хода исследования. На основе пояснения возрастных особенностей психического развития детей 5–6 лет показаны возможности решения более сложных, чем в младшем и среднем дошкольном возрасте, задач развития творческого «сочинения» и исполнения при воплощении образов разнохарактерных персонажей и их взаимоотношений в сюжетных ситуациях. Раскрываются особенности методики – по двум главным направлениям развития творчества. В развитии образно-пластического взаимодействия делается акцент на освоении способов для передачи общения и отношений трех персонажей в единой сюжетной ситуации; продолжается развитие парного образно-пластического взаимодействия с освоением более сложных способов передачи партнерами-сверстниками сценической иллюзии. В развитии способности к образному перевоплощению осваиваются способы детализации образа – с изображением непрерывного процесса его видоизменения, развития, с установкой на комплексную передачу в образных движениях («всем телом») особенностей того или иного персонажа: его эмоций, характерной пластики, отношений с другими героями сюжета.

    Результаты исследования. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 5–6 лет: образы персонажей воплощаются посредством как движений-комплексов, так и связных по смыслу последовательностей движений, передающих перемену в реакциях и эмоциях персонажей в ходе их взаимодействия с другими героями сюжета; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание сверстникам.

    Заключение. Полученные результаты свидетельствуют как об эффективности методики его развития у детей 5–6 лет, ее соответствия возрастным возможностям детей, так и о ее теоретико-методологической обоснованности.

    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество сочинительское творчество выразительные движения «двойственная позиция» актера психолого-педагогические условия
    DOI: 10.24412/1997-9657-2022-1109-15-25
    Горшкова Е.В. Особенности творческого воплощения двигательно- пластического образа детьми 5–7 лет
    СДО - 2020. - №2 с. 28–37
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1524
    В статье описываются особенности воплощения двигательно-пластических образов в индивидуальном творческом задании (по авторской диагностической методике «Видеописьмо»): с помощью выразительных движений ребенок передает содержание словесно заданных понятий (эмоций, черт характера). Согласно гипотезе, у детей от среднего к старшему дошкольному возрасту растет доля произвольных выразительных движений как средств воплощения заданного образа и уменьшается доля собственных непроизвольных выразительных движений как спонтанных реакций на ситуацию творческого задания. Сравниваются две выборки дошкольников: экспериментальные группы, где проводилось 4-летнее целенаправленное развитие образно-пластического творчества на основе обучения языку движений (по программе «Выразительное движение»), и контрольные группы детей аналогичных возрастов, которые не обучались по этой программе. Показано, что в экспериментальных группах подтверждение гипотезы – более яркое, чем в контрольных, что доказывает активное влияние обучения языку движений на развитие осознанного использования двигательно-пластических средств для творческого воплощения образа.
    Ключевые слова: двигательно-пластический образ структурная выразительность образа пластическая выразительность образа образная эмоция произвольные выразительные движения
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10066
    Горшкова Е.В. Развитие образно-пластического творчества у детей 4–5 лет
    СДО - 2019. - №6 с. 24–35
    Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1418
    Статья – о развитии у детей 4-5 лет образно-пластического творчества, где главным средством воплощения образов разнохарактерных персонажей, взаимодействующих в сюжетных ситуациях, является язык выразительных движений и телесной пластики. Раскрываются психолого-педагогические условия развития этого вида творчества в среднем дошкольном возрасте. Поясняются методические принципы и этапы работы с детьми 4–5 лет на основе обучения их языку выразительных движений – по двум главным направлениям методики. Одно из них – «стержень» всей методики для детей этого возраста – развитие парного образно-пластического взаимодействия сверстников, в сотворчестве при воплощении заданных сюжетных ситуаций; другое – развитие способности к образному перевоплощению с новым принципом детализации образа – изображением ситуативного поведения персонажа. Показаны результаты развития образно-пластического творчества у детей 4–5 лет: образ того или иного персонажа воплощается с помощью движений-комплексов, сочетающих одновременно несколько средств выразительности: движения ног, жесты, позы, мимику, – а также коротких последовательностей движений, передающих реакции и взаимодействия персонажей; творческое исполнение все больше проявляется как произвольные выразительные движения, передающие чувства и взаимоотношения персонажей на основе удерживания каждым из актеров «двойственной позиции», благодаря которой ребенок исполняет свою роль, не сбиваясь на подражание партнеру-сверстнику.
    Ключевые слова: образно-пластическое творчество исполнительское творчество сочинительское творчество выразительные движения «двойственная позиция» актера
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10056
    Исследование интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе с использованием комплекса игровых заданий
    СДО - 2024. - №3 с. 28-41
    Аверин Н.С. , Солдатенко К.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    1327

    Актуальность. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста имеет существенное значение на этапе подготовки к школе. Формирование интеллектуальной готовности является одним из показателей адаптивного включения ребенка в учебный процесс по программам начального образования. Анализ научных исследований позволил выявить содержание и структурные компоненты понятий «интеллектуальное развитие», «интеллектуальная готовность старшего дошкольника». Это способствовало определению основных критериев исследования интеллектуальной готовности и разработке соответствующих игровых диагностических заданий для старших дошкольников.

    Цель. Изучить динамику формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников в процессе поэтапной реализации интеллектуального проекта «К школе готовы!».

    Методы. В исследовании приняли участие 30 детей подготовительной к школе группы. На первом этапе проводилась диагностика дошкольников в начале учебного года по разработанному комплексу игровых заданий. На втором этапе был реализован план мероприятий с проведением упражнений, направленных на интеллектуальное развитие старших дошкольников. На завершающем этапе проведено итоговое исследование и анализ результатов.

    Результаты. Анализ результатов исследования показал повышение познавательной и коммуникативной активности детей в решении заданий на логическое запоминание, математических загадок, задач. Выявлена эффективность проведенной работы с детьми по формированию конструктивного и алгоритмического мышления, овладению математическими представлениями. Наиболее высокие результаты получили показатели диагностики по критериям оценки формирования общего кругозора, представлений и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

    Выводы. Для эффективной реализации задач по формированию интеллектуальной готовности старших дошкольников на этапе подготовки к школе педагогу необходимо использовать технологии системной работы, способствующие активизации детского творчества и познания: проблемные математические задачи, разноуровневые и групповые задания, конструирование, элементарное программирование, дополнительные упражнения для нейробики, логического запоминания, ассоциативного мышления, развития межполушарного взаимодействия, а также зрительно-моторной координации.

    Ключевые слова: интеллект интеллектуальное развитие готовность к обучению интеллектуальная готовность старший дошкольник
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-3123-28-41
    Калинина Л.Ю. Арт-композиция как маркер музыкальной одаренности старших дошкольников: к постановке проблемы
    СДО - 2018. - №6 с. 43–49
    Калинина Л.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    2201

    Введение. В статье рассматривается феномен музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста и новые возможности ее выявления. Цель работы – предложить методику ранней диагностики данного качества личности в процессе художественно-творческой деятельности.

    Методы. Методологической основой исследования являются: идеи в области идентификации ребенка как одаренного (Дж. Рензулли, А. Гессер, К. Хеллер, Ф. Монкс, К. Эрикссон, А.И. Савенков, Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков, А.А. Никитин, М. Сторфер, Е.И. Щебланова и др.); концепция педагогической технологии «Арт-композиция» как ресурса художественного образования (Л.Ю. Калинина); исследовательские данные об особенностях художественно-творческой деятельности старших дошкольников – обучающихся Центра внешкольного образования «Творчество» Самары. Был применен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и метод моделирования творческих заданий для старших дошкольников, позволяющих выявить у них признаки скрытой музыкальной одаренности.

    Построение исследования. На основе анализа полученных данных выдвинута гипотеза о том, что можно осуществить раннюю диагностику одаренности в условиях художественно-творческого процесса. Определен подход в проверке гипотезы, ключевую роль в котором выполняет педагогическая технология «Арт-композиция»: по результатам выполнения ребенком творческих заданий и оценивания продуктов деятельности по специальным критериям может быть сделан вывод о наличии или отсутствии у него одаренности.

    Результаты. Полученные результаты исследования содержат анализ теоретических источников по проблеме, включая публикации 2015–2017 гг. Представлен опыт стимулирования творческих проявлений старших дошкольников на занятиях с элементами арт-композиции. Для совершенствования арсенала средств раннего выявления одаренности предложен диагностический инструментарий, применимый в естественных условиях занятия. Методика, которую могут использовать педагоги без помощи психологов, позволит реализовать природный потенциал ребенка со скрытой одаренностью. Дана общая характеристика деятельности педагога по выявлению музыкальной одаренности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения арт-композиции.

    Выводы. В статье впервые предпринята попытка на основе обобщения теоретических положений и опыта работы создать универсальную и простую в применении методику, позволяющую «маркировать» наличие музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста.

    Ключевые слова: одаренность выявление одаренности у детей учебное творчество арт-композиция
    DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10023
    Научное творчество Л.А. Парамоновой и детское конструирование
    СДО - 2025. - №1 с. 28-39
    Сафонова О.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    931

    Актуальность. Достижение качества дошкольного образования является приоритетным направлением государственной образовательной политики. В этой связи актуализируется проблема поиска эффективных механизмов инновационного развития дошкольной образовательной системы, гарантирующей качественное образование детей. Решение обозначенной проблемы диктует необходимость обращения к творческому наследию признанных в научной среде ученых, в трудах которых заложены методологические и методические основы образования детей, организованного с позиций сохранения самоценности дошкольного детства. Одним из таких ученых является Л.А. Парамонова, научное творчество которой во многом определило ведущие линии развития дошкольного образования, начиная с 1970-х годов, и не потеряло своей актуальности и в настоящее время.

    Цель. Научное осмысление творческого наследия Л.А. Парамоновой и рассмотрение его потенциала в решении актуальных вопросов современного дошкольного образования.

    Методы. Ретроспективный и контекстный анализ научного творчества Л.А. Парамоновой в аспектах его вклада как в развитие науки о детстве, так и в развитие современной практики дошкольного образования.

    Результаты. Проведенный анализ научного наследия Л.А. Парамоновой позволил выявить абсолютно новый подход к пониманию как сущности детского конструирования, так и механизмов его формирования как творческой деятельности. Во-первых, конструирование Л.А. Парамоновой, в отличие от других ученых, рассматривается как самостоятельная детская деятельность, а не как игра или средство трудового воспитания. Во-вторых, конструирование трактуется ею не только как практическая деятельность по изготовлению конкретных поделок, но и как общая мыслительная способность, проявляющаяся в творческом процессе создания различных целостностей (конст­рукций, рисунков, стихов и др.) и наделения их индивидуальными смыслами. Такая умст­венная способность выступает основой развития не только конструирования, но и других видов детской деятельности. Несомненной заслугой Л.А. Парамоновой является определение психологических механизмов формирования творческого конструирования, к которым она относит развитие образного мышления, продуктивного воображения, организацию детского экспериментирования с новым материалом, формирование обобщенных способов конструирования. С учетом этих механизмов ею создана система формирования творческого конструирования у детей 2–7 лет. Важное значение для дальнейшей разработки проблемы развития в дошкольном детстве имеют выделенные Л.А. Парамоновой (в соавторстве) базисные качества личности ребенка, выступающие психологическим ориентиром организации развивающего образовательного процесса.

    Заключение. Представленная в исследованиях Л.А. Парамоновой новая стратегия формирования у детей дошкольного возраста творческого конструирования, а также разработанные базисные качества личности ребенка способствуют решению таких фундаментальных проблем педагогической и психологической науки, как проблема соотношения обучения и творчества; развития детской деятельности и ребенка в ней; системности в обучении; определения принципов и содержания развивающего образования в дошкольном детстве. Научное творчество Л.А. Парамоновой, внесшее существенный вклад в обогащение идеи А.В. Запорожца о роли «специфически детских видов деятельности» в полноценном развитии ребенка, не потеряло актуальности в наши дни и является значимым как для педагогической науки, так и для практики дошкольного образования.

    Ключевые слова: научное творчество Л.А. Парамоновой детское творческое конструирование универсальная умственная способность образное мышление продуктивное воображение детское экспериментирование система формирования творческого конструирования базисные характерист
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-1127-28-39
    Новые формы физического воспитания у старших дошкольников в контексте развития интеллектуально-творческой сферы личности
    СДО - 2025. - №3 с. 43-55
    Кузекевич В.Р. , Русаков А.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    82

    Актуальность. В период старшего дошкольного возраста у ребенка формируется выраженная произвольность таких психических процессов, как мышление, память, внимание, устанавливается поведение, усложняется эмоциональная сфера, проявляются творческие способности, определяющие степень подготовленности ребенка к усложняющимся требованиям школьного обучения. В связи с требованиями ФГОС ДО к интеграции физического и интеллектуально-творческого развития дошкольников двигательно-творческая деятельность становится ключевым фактором формирования познавательных способностей, воображения и эмоционального интеллекта. Особое внимание уделяется структурным компонентам развития: двигательному воображению, памяти, вниманию и координационным навыкам, однако роль подвижных игр в социализации старших дошкольников остается недостаточно изученной.

    Цель. Целью исследования стала разработка содержания и использование новых форм физического воспитания старших дошкольников, преимущественно направленных на развитие интеллектуально-творческой сферы личности детей, обоснование и оценка их эффективности, изучение взаимосвязи развития двигательной и интеллектуально-творческой сферы личности дошкольников в процессе занятий.

    Выборка. В эксперименте приняли участие 237 старших дошкольников пяти детских садов Иркутска.

    Методы. В ходе исследования применялись различные методы, такие как структурированный анализ подвижных игр, анкетирование, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент и статистическая обработка полученных данных. Эффективность новых форм физкультурной деятельности оценивалась с помощью диагностических методик, основанных на уровневой оценке: «Запоминание двигательного действия» (В.Р. Кузекевич), «Проба на динамический праксис» (А.Р. Лурия), «Солнце в комнате» (В.Б. Синельников, В.Т. Кудрявцев), «Дерево желаний» (В.С. Юркевич).

    Результаты. Нами были определены, разработаны и дополнены организационные формы физкультурно-оздоровительных занятий в дошкольных образовательных учреждениях, подкреплены методиче­ским инструментарием и апробированы на практике. Было установлено, что систематическое применение подвижных игр образовательной направленности, полос препятствий, двигательных аттракционов и творческих заданий способствует существенному повышению уровня памяти, воображения и самостоятельного управления движением. Внедрение нестандартного оборудования и игровых сюжетов активизировало познавательную активность детей и стимулировало развитие двигательного творчества.

    Выводы. Результаты оценки уровня сформированности интеллектуально-творческой сферы личности старших дошкольников позволяют утверждать, что использование в процессе физического воспитания широкого арсенала новых двигательно-игровых организационных форм позволяет существенно повысить его эффективность в целом. Результаты имеют практическую ценность для разработки программ в ДОУ, сочетающих двигательную активность с когнитивным и творческим развитием.

    Ключевые слова: старший дошкольный возраст двигательно-игровые формы интеллектуально-творческие способности развитие детей игровая деятельность
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-3129-43-55
    Опыт творчества универсален. Интервью с А.А.Мелик-Пашаевым и З.Н.Новлянской
    СДО - 2020. - №6
    Шиян О.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2415

    Важно ли развивать творческие способности детей? Практически каждый ответит на этот вопрос утвердительно – ценность творчества в современном мире высока. Однако если присмотреться к тому, что происходит в детских садах и школах, мы обнаружим, что вовсе не творческие задачи, а освоение правил и действия по заданному образцу занимают львиную долю образовательного времени. Но, может быть, это и оправдано в отношении детей – может быть, им сначала нужно многое узнать, понять, освоить стандарт, а уж потом решать нестандартные задачи? Или же, наоборот, ребенок с неразвитым «вкусом к творчеству» в будущем будет побаиваться проблемных ситуаций и нешаблонных
    идей?

    Чтобы разобраться в этом, мы подготовили цикл бесед с ведущими специалистами в области детских творческих способностей. Первая встреча – с Зинаидой Николаевной Новлянской (З.Н.) и Александром Александровичем Мелик-Пашаевым (А.А.). С ними беседует Ольга Александровна Шиян (О.А.), кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ.

    Александр Александрович Мелик-Пашаев – доктор психологических наук, заведующий лабораторией психологических проблем художественного развития Психологического института РАО.

    Зинаида Николаевна Новлянская – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО. Лауреат премии Правительства РФ в области образования. Автор программы для школьников «Литература как предмет эстетического цикла».

    Организация конкурсных занятий по восприятию дошкольниками художественной литературы: чтение, обсуждения, дополнительная деятельность
    СДО - 2025. - №1 с. 58-74
    Шакирова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    558

    Актуальность. Восприятие художественной литературы является одним из видов детской деятельности, позволяющим решать задачи речевого, социально-коммуникативного, познавательного и художественно-эстетического развития ребенка. Чтение художественной литературы может рассматриваться как занятие, а также как особый вид культурной практики, направленной на обогащение самостоятельной деятельности детей. Многообразие задач по работе с книгой и вариантов их решения требуют изучения современного состояния организации занятий по восприятию художественной литературы в детском саду.

    Цель. Выявить современные особенности организации занятий по восприятию дошкольниками художественной литературы на основе материалов конкурсов для педагогов детских садов Ивановской области «Читаем Бианки».

    Выборка. В исследовании приняли участие 143 педагога дошкольных организаций 15 муниципальных районов Ивановской области. Проанализировано 116 работ участников регионального конкурса.

    Методы. В качестве методов исследования применялся анализ видеозаписей занятий, изучение конкурсных работ.

    Результаты. Отмечена общая тенденция к перегрузке образовательной деятельности игровыми приемами и сюрпризными моментами, а также стремление к замене обсуждения литературного произведения его пересказом, игровыми и продуктивными видами деятельности. Установлено, что не всегда педагоги могут определить ценности и смыслы, заложенные автором произведения, и способствовать их пониманию детьми. На основе анализа материалов конкурсантов выделены основные типы вопросов, применяемых при обсуждении литературного произведения.

    Выводы. Среди особенностей конкурсных (открытых) занятий отмечено, что в большинстве случаев дополнительная деятельность не способствует пониманию детьми смысла литературного произведения, а направлена на его запоминание или условно связана с темой сказки или рассказа. Выявлено, что при серьезном подходе к подготовке внешнего оформления занятий педагоги не уделяют внимания содержательной стороне организации развивающего общения с детьми, поддержанию диалога и помощи в открытии смысла литературного произведения.

    Ключевые слова: конкурсное занятие дошкольники воспитатель восприятие художественной литературы чтение смысл литературного произведения обсуждение произведения дополнительная деятельность
    DOI: 10.24412/2782-4519-2025-1127-58-74
    Степанова О.Н. Проект «Одаренный ребенок» в Якутии
    СДО - 2019. - №3 с. 56–65
    Степанова О.Н.
    ПОДРОБНЕЕ
    2307

    Статья посвящена проблеме развития одаренности детей младшего возраста. Дошкольный возраст, рассматриваемый сквозь призму одаренности, является одним из приоритетных для мировой педагогической и психологической науки, тогда как в России большинство Концепций одаренности ориентировано на другие уровни образования, в том числе и ныне действующая «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов». Работа по развитию детской и юношеской одаренности всегда была в центре внимания Правительства Республики Саха (Якутия). Новый вектор ее – раннее развитие детской одаренности, начиная с дошкольного возраста. В пилотном проекте участвуют 107 дошкольных учреждений и 14 начальных школ республики. В сопровождении одаренных детей участвуют все субъекты образовательной модели: родители, воспитатели, помощники воспитателя, специалисты и администрация ДОО, дети, социальные партнеры. Работа с детской одаренностью основывается на идее, что основой воспитания таланта человека должны стать пять китов образования – музыка, шахматы, рисование, языки и спорт. В дошкольных организациях создаются условия для массового проявления детских способностей в разных сферах деятельности, что позволяет рассчитывать на проявление скрытой или потенциальной одаренности в результате определенных волевых качеств и пробудившегося интереса к какому-либо виду деятельности. Каждая образовательная организация строит свою образовательную модель работы согласно этой концепции.

    Автор статьи анализирует проведенную работу, которая строится на принципах системности, открытости, культуросообразности. Реализация этих принципов позволяет ребенку развить интеллектуально-творческий потенциал.

    Ключевые слова: Республика Саха (Якутия) одаренный ребенок дошкольный возраст образование детей младшего возраста
    DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10048
    Шиян О.А. Культурно-историческая традиция в исследовании и развитии творческих способностей дошкольников: детство как обещание
    СДО - 2021. - №3 с. 4–23
    Шиян О.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    3153

    Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблематика творческих способностей приобретает все большую важность сразу в двух контекстах – и в контексте самореализации человека, и в контексте развития практик и производства. Особое место занимают вопросы развития творческих способностей в дошкольном возрасте: еще в работах Л.С. Выготского говорилось о важности рассмотрения ростков творчества в игре и фантазировании детей. На сегодняшний день в рамках культурно-исторического подхода существует целый ряд научных школ, занимающихся исследованием возможностей диагностики и развития детского творчества.

    Цель работы – проанализировать существующие в культурно-исторической психологии подходы к исследованию детского творчества, чтобы понять, какие ответы на вопросы, поставленные Л.С. Выготским, были обнаружены за прошедшие десятилетия, а что так и осталось без ответа. Также важно увидеть, как трансформировались сами вопросы, поскольку постановка нового вопроса и есть знак развития науки. Соотнесение существующих подходов важно для разработки новых программ исследования в логике культурно-исторической психологии.

    Описание хода исследования. В статье анализируются различные подходы к исследованию и развитию творческих способностей: В.В. Давыдова и В.Т. Кудрявцева, Д.Б. Богоявленской, Н.Е. Вераксы и О.М. Дьяченко, В.Н. Дружинина, Л.Ф. Обуховой. Выделяются общие и специфические характеристики трактовки детского творчества в разных подходах культурно-исторической традиции. Проведенные исследования соотносятся с вопросами о творческом характере психики человека и о детском творчестве, поставленными Л.С. Выготским.

    Результаты исследования. В статье делается вывод, что при всем различии подходов, появившихся в логике культурно-исторической традиции, их объединяет представление о ресурсности дошкольного детства и важности образовательных усилий, направленных на поддержание «ростков творчества». В отечественных исследованиях ставится вопрос о средствах творческих способностей, позволяющих преобразовывать наличную ситуацию (диалектических структурах и символе), а также об аффективно-волевой составляющей творческого процесса – умении обнаруживать задачу. Все это отличает концепции, родившиеся в рамках культурно-исторического подхода, от теории креативности Дж. Гилфорда и Э. Торранса. При этом указывается на то, что детские деятельности (игра, сочинение историй, экспериментирование и т.д.) все еще редко рассматриваются в исследованиях как контекст проявления творческих способностей.

    Заключение. В статье делается вывод о важности проведения новых исследований, и констатирующих, и лонгитюдных, которые позволят сделать следующие шаги в понимании того, каким образом в детских видах деятельности происходит освоение средств развития творческих способностей и как это сказывается на становлении творческих способностей в последующих возрастах.

    Ключевые слова: культурно-исторический подход творческие способности дошкольников воображение творческое мышление диалектическое мышление символ деятельность
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-4-23
    Шиян О.А., Белолуцкая А.К., Ле-Ван Т.Н., Зададаев С.А. Когнитивное развитие дошкольников: взаимосвязь нормативных, преобразующих и символических способностей
    СДО - 2021. - №6 с. 14–25
    Ле-ван Т.Н. , Зададаев С.А. , Шиян О.А. , Белолуцкая А.К.
    ПОДРОБНЕЕ
    1816

    Актуальность тематики статьи. Для широкой образовательной практики детских садов вопрос о психологических механизмах творческого мышления является принципиальным, так их формирование начинается именно в возрасте от трех до пяти лет. Если в этот период жизни человека образовательный процесс выстроен таким образом, что творческое мышление ребенка не поддерживается или вовсе подавляется, то компенсировать пробелы в когнитивном развитии на более поздних жизненных этапах будет очень сложно, а иногда невозможно. Следует подчеркнуть, что, как правило, педагоги не занимаются поддержкой творческого мышления или даже действуют ему во вред именно по причине непонимания ключевых принципов его развития, которые в частности связаны с обеспечением баланса деятельностей, актуализирующих формально-логические, диалектические и символические структуры мышления.

    Цель. Работа направлена на то, чтобы выявить особенности структуры познавательных способностей, составляющих комплексный механизм творческого мышления, что является одним из базовых проблем психологии когнитивного развития на сегодняшний день. Ставится вопрос о том, как соотносятся в дошкольном возрасте диалектическое мышление, формальная логика и способность к символизации. Проверяется предположение, что обращение к инструментарию Ж. Пиаже, ориентированному на фиксацию отношений обратимости и формирование феномена сохранения, позволит обнаружить новые аспекты взаимосвязи формально-логических и диалектических мыслительных структур.

    Описание хода исследования. Была произведена индивидуальная диагностика 272 дошкольников из Москвы и других регионов РФ. Для обработки данных применены методы корреляционного анализа и проверка независимости параметров по критерию хи-квадрат Пирсона.

    Результаты исследования. Результаты исследования показали, что связь трех линий когнитивного развития дошкольников прослеживается более последовательно в отношении формального и диалектического мышления. В отношении символизации связи носят менее последовательный характер. Делается вывод о том, что нормативные, преобразующие и символические способности представляют собой относительно независимые линии в когнитивном развитии дошкольников.

    Заключение. Полученные данные свидетельствуют о комплексности и неоднородности механизма творческого мышления и разнородной структуре взаимосвязей между формально-логическими и диалектическими структурами, а также способностью к символизации. Следовательно, программа по развитию творческого мышления для дошкольников должна иметь сбалансированный характер: осуществляя воздействие на какой-то один тип структур, мы не можем ожидать, что остальные также будут развиваться вследствие этого воздействия. Для актуализации комплексного механизма творческого мышления ребенка в педагогическом плане необходимо конструировать вместе с детьми проблемные ситуации, разрешение которых требует как применения формальной и диалектической логики, так и способности придумывать символы, образы, метафоры.

    Ключевые слова: дошкольное образование формально-логическое мышление творческое мышление диалектическое мышление способность к символизации диагностика способностей
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-14-25
    Эрнандес А.М., Кацола П. Двигательные навыки как предиктор когнитивных способностей у детей четырехлетнего возраста
    СДО - 2017. - №1 с. 40–49
    Эрнандес А.М. , Кацола П.
    ПОДРОБНЕЕ
    5455
    Исследования, проведенные среди детей школьного возраста, показали наличие связи между развитием у них двигательных навыков и когнитивных способностей, однако подобного рода исследований с привлечением детей четырехлетнего возраста практически не проводилось. Двигательные и когнитивные навыки 32 (15 мальчиков, 17 девочек) четырехлетних детей были проанализированы при помощи теста двигательных навыков и умений Бруининкс-Осерецкого (БОТ-2) (мелкая моторика – ММ, координация рук – КР, координация тела – КТ, а также теста на силу и ловкость – СЛ), краткого теста общих умственных способностей (КТОУС) (вербальный, невербальный интеллект, IQ). Посредством корреляционного анализа была подтверждена достоверность взаимосвязи между координацией тела и вербальным интеллектом (0.45) и IQ (0.51), а также между координацией рук и IQ (0.55). Развитие двигательных навыков и умений в целом подтвердили наличие взаимосвязи с вербальным (0.49) и невербальным интеллектом (0.40) и IQ (0.58). Координация рук определяет показатели вербального (24%) и невербального интеллекта (16%) и IQ (34%). Таким образом, представляется, что двигательные навыки связаны с когнитивной деятельностью, что подтверждает значимость раннего развития двигательных навыков.
    Ключевые слова: двигательные навыки и умения когнитивные способности раннее детство четырехлетний возраст оценка
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью