Исследования
Обоснование проводимого исследования. Комическое как культурный феномен является предметом междисциплинарных исследований. Интерес в психологии развития представляет становление комического в раннем онтогенезе – в дошкольном возрасте. История изучения комического многогранна и включает ряд тематических областей: комическое как феномен, разрушающий привычное значение слов, упорядоченность знаков и создание особой системы понятий и смыслов (Лихачев Д.С., Бахтин М.М., Лотман Ю.М.); единство когнитивного и эмоционального компонентов в комическом (Лук А.Н.); виды комического (Рубинштейн С.Л.). Эти классические идеи интенсивно развиваются в исследованиях современных ученых, разрабатывающих программы формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития детей, улучшения эмоционального благополучия путем повышения самоэффективности, позитивного мышления, оптимизма (Попова О.М., Crawford S.). Важным представляется в этой связи разработка диагностического инструментария, позволяющего выявить особенности комического у дошкольников.
Методы. В исследовании приняли участие 457 детей в возрасте 5–7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Были использованы следующие методы и методики: анализ научных источников по проблеме комического у детей; контент-анализ изучения представлений детей дошкольного возраста о комическом; эмпирическое обследование детей с помощью разработанного инструментария «Забавные сюжеты», методики «Цветные прогрессивные матрицы» Равена, «Диалектические истории» Шияна И.Б., «Эмоциональные лица» Семаго Н.Я.; оценка ретестовой надежности разработанной методики; корреляционный анализ Спирмена; факторный анализ.
Результаты. Разработана авторская методика «Забавные сюжеты» в соответствии с представлениями отечественных и зарубежных ученых о необходимости изучения взаимосвязи когнитивных и эмоциональных аспектов юмора. Ретестовая надежность методики, рассчитанная с помощью коэффициента корреляции Спирмена (r=0,789; p≤0,001), свидетельствует о достаточно высокой ретестовой надежности разработанного инструментария. Установлена корреляционная взаимосвязь (корреляция Спирмена) между показателями методики «Забавные сюжеты» и методикой Семаго «Эмоциональные лица» и методикой И.Б. Шияна «Диалектические истории». Факторный анализ позволил выделить три фактора: «Эмоционально-негативный компонент юмора», «Когнитивный компонент юмора», «Эмоционально-позитивный компонент юмора».
Выводы. Представлен обзор феномена комического в российской и зарубежной науке. Выделены основные направления изучения комического, виды (юмор, сатира, сарказм, остроумие, ирония), приемы (пародия, парадокс, двойное истолкование, повторение как прием остроумия, остроумие нелепости, сравнение по отдаленному или случайному признаку, доведение до абсурда, намек, псевдоконтраст или ложное противопоставление, обратное сравнение, смешение стилей, ложное усиление). Эмпирическое исследование позволило выявить представления детей дошкольного возраста о комическом, провести контент-анализ смешных историй детей, разработать диагностический инструментарий по оценке юмора у детей. Проведена психометрическая проверка авторской методики «Забавные сюжеты». Методика позволяет определить специфику юмора у детей дошкольного возраста, предпочтение когнитивных или эмоциональных аспектов юмора с помощью показателей «эмоционально-негативный компонент юмора», «когнитивный компонент юмора», «эмоционально-позитивный компонент юмора».
Способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица входит в группу компетенций, необходимых для успешного осуществления коммуникативной деятельности. Мимические сигналы, будучи важным средством общения, отличаются неоднозначностью содержания, что может приводить к затруднению восприятия заключенной в них информации и реагирования на нее (Лисина, Шерьязданова). Актуальность изучения распознавания эмоций в детском возрасте связана с высокой значимостью коммуникативной компетентности ребенка для его социализации в детском саду и подготовки к школьному обучению.
В данной работе анализируются исследования, посвященные особенностям и условиям развития способности распознавать эмоции в детском возрасте. Большинством ученых выделяются следующие базовые закономерности: распознавание эмоций по выражению лица проходит путь от недифференцированного восприятия знака эмоции через выделение отдельных элементов мимики к целостному и обобщенному восприятию; существуют различия в типе восприятия эмоций разных модальностей; способность распознавать эмоции зависит от опыта детско-родительских отношений и оказывает влияние на личностное и социальное развития ребенка.
На основе результатов исследований А.М. Щетининой, Е.М. Листик, М.А. Кузьмищевой, Дж. Рассела, Д. Лэйбла и Р. Томсона, Т. Форслунда, С. Денхам и др. обосновывается гипотеза о взаимосвязи двух детерминант, определяющих успешность распознавания эмоций в детском возрасте: развития собственно когнитивных средств, участвующих в данном процессе, и особенностей межличностных отношений между ребенком и родителями. Данный вывод согласуется с положениями Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. о значимой роли общения с близким взрослым для психического развития ребенка: взрослый выступает источником разнообразных воздействий, обогащает опыт ребенка, ставит перед ним задачи овладения новым знанием, подкрепляет и корректирует его усилия, а также выступает для ребенка объектом подражания.
Актуальность. Разработка инструментария для диагностики развития мышления в детском возрасте представляет интерес для современных научных исследований и образовательной практики. Если диагностика становления формально-логических операций в мышлении имеет устоявшиеся традиции, то создание средств определения того, как ребенок мыслит диалектически – в противоречивой ситуации, находится в начале своего пути в области психологии развития. Поскольку диалектическое мышление связано с развитием творческого начала ребенка, с гибкостью, то создание диагностических методик по выявлению сформированности диалектического мышления является актуальной образовательной задачей.
Цель. Предусмотрены конструирование и психометрическая оценка методики на определение сформированности у ребенка диалектического мыслительного действия смены альтернативы.
Описание хода исследования. Методика диагностики диалектического мыслительного действия смены альтернативы представляет собой 15 серий по 6 картинок с изображением известных детям образов флоры, фауны и знакомых объектов повседневной жизни. Детям предлагается из шести картинок образовать два класса. При выборе основания классификации производится действие смены альтернативы. В исследовании приняли участие 100 детей в возрасте от 6 лет 10 месяцев до 8 лет 2 месяцев.
Результаты. В процессе психометрической оценки методики на диагностику диалектического мыслительного действия смены альтернативы проведены процедуры расчета валидности, надежности и дискриминативности.
Заключение. Высокие показатели конструктной и критериальной валидности, ретестовой надежности методики, ее дискриминативности позволяют использовать ее в качестве диагностического инструмента при определении способности ребенка использовать диалектическое мыслительное действие смены альтернативы.
Актуальность тематики статьи. Уровень эмоциональной компетентности в раннем и дошкольном возрасте оказывает существенное влияние на становление личностных характеристик (самооценка, эмпатия, уровень деструктивной агрессии), успешность социального взаимодействия (способность к сотрудничеству, конфликтность, склонность к обману, зависти и проч.), а также вовлеченность ребенка в образовательный процесс и академические достижения в детском саду и школе.
Цель. На основе обзора исследований описать факторы семейной и образовательной среды, определяющие развитие способности регулировать и распознавать эмоции в дошкольном возрасте.
Описание хода исследования. В статье представлен обзор 57 зарубежных и отечественных источников, касающихся проблемы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особое внимание уделено таким аспектам, как: влияние характеристик семьи и особенностей домашнего окружения, связь с речевым и физическим развитием, влияние факторов образовательной среды и связь с будущей школьной успешностью.
Результаты исследования. Сформулированы следующие выводы: возраст детей в дошкольный период жизни – значимый фактор повышения уровня эмоциональной компетентности. В начальной школе роль возраста снижается и далее оказывает существенное влияние уже в подростковом возрасте; определяющую роль в формировании эмоциональной компетентности играет семья и особенности домашней среды, где проходит раннее и дошкольное детство ребенка; уровень сформированности эмоциональной компетентности дошкольников и младших школьников значимо связан с уровнем речевого развития, как в части способности регулировать, так и распознавать эмоции.
Заключение. Уровень эмоционального регулирования, экспрессивности и способности распознавать эмоции в дошкольном и младшем школьном возрасте хорошо откликаются на целенаправленное педагогическое воздействие. Важным фактором эмоционального развития является стратегия ко-регуляции эмоций педагогом, особенно в детском саду; способность распознавать и регулировать эмоции в детском саду является значимым предиктором школьной успешности, с точки зрения уровня конфликтов с педагогами и сверстниками, вовлеченности в образовательный процесс, адаптации к школьной жизни, академической успеваемости.
В статье представлено описание результатов разработки и апробации шкалы оценки условий для развития творческих способностей в детском саду. В обзорной части в качестве значимой тенденции современной психологии образования обсуждается процесс «демократизации понятия творчества» и изменение представлений о важности развития творческих способностей в дошкольном детстве. Методологической основой работы являются структурно-диалектический подход (Н.Е. Веракса, 2005), где для описания интеллектуального творчества используется конструкт «диалектического мышления» – системы умственных действий, позволяющих продуктивно решать противоречивые ситуации; концепция воображения как способности «схватывать» целое раньше части и переносить черты одного объекта реальности на другой (Ильенков, 1984; Дьяченко, 1996); подход к разработке шкал оценки качества образовательной среды семейства ECERS.
Представленная в статье шкала оценки условий для развития творческих способностей в детском саду включает четыре показателя: понимание процессов развития, вопрошание, изобретательство и преобразование противоречий, воображение.
В апробации приняли участие 32 дошкольные группы. Валидность инструмента оценивалась методом контрастных групп, выделенных на основе экспертных оценок. Надежность определялась методом согласованности экспертных оценок: в 13 группах эксперты проводили оценку попарно и независимо друг от друга. В фокусе наблюдений были: работа с воображением, качество вопросов, обращенных к детям, условия для свободного экспериментирования, поддерживающая эмоциональная атмосфера, чуткость к новым и оригинальным детским решениям и изобретениям, акцент на работе с мышлением как процессе, отражающем процессы изменения и трансформации, способном продуктивно разрешать противоречия.
Анализ показал, что инструмент оценки позволяет различить контрастные группы по всем четырем показателям на уровне значимости не ниже чем 0,05, что говорит о его валидности. Также была обнаружена высокая согласованность экспертных оценок и на уровне показателей, и на уровне отдельных индикаторов, что говорит о его надежности. Коэффициент альфа Кронбаха равен 0,87, что свидетельствует о хорошем уровне внутренней согласованности инструмента.
Полученные данные о надежности и валидности разработанного инструмента позволяют сделать вывод о возможности его использовать для оценки условий поддержки и развития творческих способностей детей в дошкольных группах. Инструмент позволяет выявить и проанализировать параметры качества дошкольного образования, внимание к которым не акцентируется в иных шкалах, например, в шкалах ECERS-3 для комплексной оценки качества дошкольного образования.
Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста при разрешении этически противоречивых ситуаций. С целью выявления типичных проблем при разрешении такого рода конфликтов были проведены анкетирование и наблюдение в шести образовательных организациях Москвы (в анкетировании участвовало 30 респондентов, педагогов и руководителей дошкольных отделений).
Методика проведения анкетирования. Для проведения анкетирования была разработана анкета, в которой использован материал Этического кодекса работников дошкольного образования Сингапура, переведенный и адаптированный авторами. В процессе анкетирования участникам для анализа было предложено 14 проблемно-противоречивых ситуаций, а также предлагалось привести примеры этических дилемм из собственной практики работы в детских садах. В общей сложности было получено описание 25 ситуаций.
Методика проведения наблюдения. Наблюдение проводилось в 8 дошкольных группах разных образовательных организаций с использованием Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R) по параметрам, касающимся взаимодействия.
Ключевые результаты и выводы. Выявлены и описаны в общем виде характерные особенности разрешения противоречивых с этической точки зрения ситуаций, а именно: при анализе предложенных этических дилемм респонденты скорее отстаивают правоту одной из конфликтующих сторон, чем предлагают решение, учитывающее противоположные интересы; предлагая решения проблемных ситуаций, респонденты практически не апеллируют к профессиональным ценностям; у опрошенных педагогов доминирует желание исчерпать конфликт «здесь и сейчас» командно-авторитарным способом, а не обустраивать диалог разных точек зрения; доминирует резко отрицательное отношение к конфликтам. Конфликт воспринимается не как естественный компонент рабочего образовательного процесса, а обязательно как свидетельство ошибки педагога, родителя или ребенка. Следовательно, преобладает установка «избегать конфликтов любым способом» или замалчивать имеющиеся, что скорее приводит к росту конфликтогенности взаимодействия, чем к повышению продуктивности коммуникации.
Статья посвящена результатам пилотного исследования связи качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития творческого мышления дошкольников и исследованию развития творческого мышления воспитателей при решении педагогических задач.
В основе исследования – представления о качестве образования, заложенные во ФГОС дошкольного образования, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, и структурно-диалектический подход, описывающий диалектическое мышление как способность к творческому преобразованию объектов и ситуаций. Исследование было направлено на изучение возможных связей качества образовательной среды в дошкольных группах с уровнем развития диалектического мышления детей, а также способности взрослых (педагогов) применять инструменты творческого мышления при решении профессиональных задач: проектировании образовательного действия и развивающего диалога с ребенком.
Исследование было проведено на случайной выборке дошкольных отделений образовательных комплексов г. Москвы (всего 103 ребенка от 5 до 6,5 лет и 35 педагогов). Для оценки качества образовательной среды мы использовали шкалы ECERS и пилотный вариант шкалы «Стимулирование диалектического мышления». Для оценки творческого мышления дошкольников использовался блок методик для измерения уровня диалектического мышления, а для взрослых была разработана и апробирована методика изучения мыслительных стратегий при решении профессиональных педагогических задач.
Мы обнаружили, что существуют разрывы между необходимыми условиями для развития творческого мышления детей и традиционными способами организации пространства группы и взаимодействия с дошкольниками.
Методика оценки творческого (профессионального) мышления педагогов позволила получить важные для профессионального сообщества данные и может быть положена в основу будущих исследований творческого мышления взрослых.
Цель статьи – показать результаты исследования по диагностике и развитию исторической памяти у будущих педагогов дошкольных организаций, обучающихся в субъектах России с государственным национально-русским двуязычием. Эмпирической базой исследования стали педагогические отделения университетов Татарстана, Чувашии, Марий Эл. В ходе диагностики уровня развития исторической памяти у будущих педагогов было установлено, что более половины из них не обладают исторической памятью, треть студентов признаются, что они не готовы формировать историческую память у своих будущих воспитанников в образовательных учреждениях, многие имеют слабое представление о событиях, имеющих историческое значение для страны, теряются в характерных для двуязычной среды понятиях большой и малой Родины.
Проблема заключается в том, что в вузах практически не проводится диагностический мониторинг развития исторической памяти; многие преподаватели игнорируют эти вопросы при освоении студентами мировоззренческого и коммуникативного модулей; нет эффективной стратегии формирования исторической памяти как базовой основы воспитания патриотизма и гражданственности на занятиях по дисциплинам общекультурного блока.
В качестве методов исследования были использованы анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования на межрегиональных научно-практических конференциях, математическая обработка данных. Всего в экспериментах (диагностических и формирующих) в течение 5 лет (2019–2023 гг.) приняли участие 1886 студентов и 12 преподавателей университетов.
Основными результатами исследования стали проблемные зоны сформированности (несформированности) исторической памяти студентов в условиях государственного национально-русского двуязычия, педагогическая стратегия развития исторической памяти в процессе освоения дисциплин общекультурного блока, методические рекомендации по формированию исторической памяти в двуязычных регионах.
Выводы. В университетах с государственным национально-русским двуязычием необходимо осуществлять диагностический мониторинг развития исторической памяти студентов, выявлять проблемные зоны этого развития, проектировать на основе полученных данных педагогические стратегии патриотического воспитания. Перспективными направлениями педагогического поиска могут стать модели, технологии, средства формирования исторической памяти при освоении дисциплин как общекультурного, так и профессионального блока, а также формирование исторической памяти в условиях научно-исследовательской или педагогической практики.
Введение. В статье представлены результаты теоретико-ретроспективного анализа проблемы разработки методологии гуманитарного исследования детства в научной школе Педагогического института дошкольного образования (1918–1925) и кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Цель проведенного исследования – анализ и обобщение научно-теоретических подходов, которые легли в основу современной методологии гуманитарного исследования дошкольного детства.
Методологической основой исследования выступили: психолого-педагогический подход как междисциплинарное исследование онтогенеза детской деятельности и условий ее развития; гуманитарный подход как совокупность способов изучения и понимания ребенка как субъекта детских видов деятельности; гуманитарная методология познания. Ключевыми идеями являются изучение ребенка как субъекта, ориентированного на мир взрослых, и социализация-культурация дошкольника на основе единства эмоционально-чувственного мира, познания и деятельности. Методы исследования: теоретический анализ исследований, выполненных в ПИДО и на кафедре дошкольной педагогики Герценовского университета в период с 1918 по 2018 гг., проектирование направлений совершенствования содержания и форм дошкольного образования на основе методологии гуманитарного исследования современного детства.
Результаты. Описание и обобщение научно-теоретических подходов, которые легли в основу дошкольной педагогики как отрасли педагогической науки и методик дошкольного образования, разработанных сотрудниками ПИДО и кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена; характеристика современной методологии исследования детства в проектах кафедры дошкольной педагогики по изучению детства в поликультурном пространстве современной России. Представлены подходы к обновлению дошкольного образования с учетом современного знания о феномене детства.
Выводы. Представление о методологии гуманитарного исследования современного детства позволяет осуществлять изучение современного детства и проектировать взаимодействие с ребенком, ориентированное на его субъектное развитие.
Творческое воображение у детей школьного возраста изучалось на материализованном, сенсорно-перцептивном и вербальном уровнях. В исследовании приняли участие пятьдесят детей из частной школы в городе Пуэбла-де-Сарагоса, Мексика. Методика оценки применялась интерактивно в рамках концепции зоны ближайшего развития, которая предполагает участие педагога и использование различных видов поддержки: диалогической беседы, повторения инструкций и наводящих вопросов. Результаты показывают, что дети легче справляются с материализованными и сенсорно-перцептивными заданиями, чем с вербальными. Эти результаты обсуждаются с точки зрения возможных перспектив для развития творческого воображения в школьном возрасте.
в настоящее время. Прояснение этого вопроса и стало целью исследования. Для выявления детских страхов и собственных страхов родителей использовалась специально разработанная анкета, на вопросы которой отвечали отцы и матери старших дошкольников. Виды детских страхов, названных
в анкете, были отобраны исходя из результатов уже имеющихся исследований и на основе пилотажного эксперимента. Выявленные страхи были сгруппированы по предмету и направленности. Наиболее часто встречающимся страхом современных дошкольников оказался страх потери родных, входящий в группу отношенческих. Между мальчиками и девочками значимые различия обнаружены лишь по частоте встречаемости отдельных страхов: боязнь чужих людей (чаще у девочек), боязнь страшных снов и стоматологов (чаще у мальчиков). Совпадение ряда страхов детей и их матерей позволяет высказать предположение о трансляции страхов первым от вторых, что подтверждается результатами опроса матерей во время психологических консультаций. Совпадений страхов детей и их отцов выявлено не было. Обнаружены противоположные тенденции динамики страхов с возрастом у матерей и отцов: у матерей количество страхов увеличивается по сравнению с детством, у отцов – уменьшается. При этом имеются сходные страхи матерей и отцов дошкольников, такие как страхи высоты, потери близких, смерти, змей, собак.
Актуальность тематики статьи определяется тем, что в силу невиданного масштаба изменений в мире технологий и информации, повлекших за собой радикальные изменения в жизни, встал вопрос не только о новой цифровой культуре, которая существенно влияет на формирование новых ценностей и которые не могли не привести к трансформации системы образования. Изменения оказали громадное влияние на общество, вставшее перед необходимостью оценивать эти изменения с точки зрения этики, так как только руководствуясь нравственными и этическими нормами, можно оценивать допустимость внедрения научных открытий, о совершении которых большая часть людей не знает, очень часто не понимает, не может вследствие этого оценить, насколько эти системы безопасны для них, для их детей, для планеты в целом. Но это лишь один аспект. Сегодня, как мы можем наблюдать, о ценностях известно больше, чем мы знали лет 20–30 назад. Однако каждой культуре свойственны определенные ценности, и они далеко не всегда являются общими для всех даже в глобальном мире доковидного периода. Сегодня вопрос ценностей встал очень остро и разделил страны и народы сильнее, чем военные действия.
Цель статьи: представить результаты исследования, осуществленного группой ученых в области дошкольного образования из разных институтов, относящиеся к механизму передачи нравственных ценностей детям дошкольного возраста на основе построения пространства детской реализации воспитателями детских садов.
Описание исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе разрабатывалась библиография проблемы ценностей применительно к детям младшего возраста (от 0 до 8 лет). Второй этап – анализ существующих целей и методов исследования ценностей, решаемые задачи и механизмы, подходы к выявлению и классификации ценностей. Третий этап – разработка пробного, т.н. «нулевого» опросника (декабрь 2021 г.), в котором участвовали 818 респондентов из 78 регионов РФ. По результатам обработки данного опросника, был подготовлен новый для Конференции ЕССЕ-Регион в Республике Саха (Якутия), в котором приняли участие 1687 человек, для Конференции ЕССЕ-Регион в Республике Татарстан, в которой приняли участие 516 человек и, наконец, опросник для конференции в Центрально-Азиатском регионе, в котором приняли участие 83 человека.
Выводы. Нынешняя структура образования в мире серьезно дестабилизирована из-за растущей неудовлетворенности результатами формальной системы, невостребованностью подготовленных кадров современной экономикой, распространением информальных видов начального образования и кризисов финансирования на государственном и местном уровнях. Исследование ценностей в раннем возрасте – одна из важных задач для педагогов, социологов и государства. Данная статья – первое обобщение результатов проведенного исследования, по сути, первый шаг, который позволяет оценить, как мы реализуем государственную политику. Действительно ли правильно мы подобрали механизмы поддержки дошкольного образования? Исследование позволило сформулировать модель ценностей, важную для развития страны и педагогического сообщества, а также определить механизмы работы с ней.