Игра и игрушки в ДО
Актуальность. Игрушка является носителем сильных эмоционально нагруженных образов. Она исторически выступает межпоколенным транслятором культуры и представляет собой один из важнейших факторов социализации ребенка. Вместе с тем современный рынок игрушек никак не регулируется в плане эмоционально-образного содержания. Это обусловливает необходимость анализа эмоционально-образных качеств игровой продукции для детей с позиции ее развивающей функции.
Организация исследования. Цель исследования – выявить эмоциональное содержание игрушек, рекомендуемых производителями и продавцами для детей дошкольного возраста. Осуществлена выборка из 150 фотографий игрушек для детей дошкольного возраста, сделанных в магазинах детских товаров, на сайтах производителей и наиболее популярных маркетплейсов. Для обработки данных использовалась программа «Image expert», включающая батарею измеряемых параметров изображения, учитывающих модальности восприятия человека в их выражении через конкретные эмоции.
Результаты исследования. Количественный анализ ассортимента вошедшей в исследовательский комплекс игровой продукции, предлагаемой для детей дошкольного возраста изготовителями, магазинами, электронными торговыми площадками, показал, что в общем объеме преобладают игрушки интеллектуальной и конструктивной направленности. В набор для анализа также вошли мягкие и интерактивные игрушки, профессионально-бытовые игровые наборы, куклы, роботы, детское оружие. Анализ эмоционального наполнения игрушек показал невысокую интенсивность, невыразительность игрушек несмотря на яркие краски и причудливую форму. Перцептивные свойства игрушек противоречивы, что снижает их суммарную эмоциональную наполненность и придает игрушкам обманчивый, неискренний характер. В целом игрушки, предлагаемые для дошкольников, апеллируют в большей мере к разуму, а не к эмоциям ребенка, а также в неявной форме несут информацию о неискренности и недостоверности окружающего мира.
Выводы. Эмоциональное благополучие детерминирует полноценное развитие ребенка, одним из средств обеспечения которого является детская игрушка как особый социокультурный и психологический феномен. Поэтому осознанный и ответственный выбор игрушек взрослыми должен стать устойчивым элементом здорового образа жизни ребенка. Сегодняшние игрушки психологически опасны, они способны затормозить развитие эмоциональной сферы современного ребенка. Полученные данные позволяют наметить научную перспективу и определить тематику дальнейших исследований, а также будут информативны для родителей, педагогов образовательных учреждений в целях формирования у них чувства ответственности при выборе игрушек для детей дошкольного возраста.
и педагоги вместе определяют общую тему и формулируют некоторые аспекты содержания, они планируют контент, обсуждают различные роли, правила внутри ролей и возможные действия, связанные с конкретными ролями. Благодаря этому совместному планированию постепенно проявляются контекст или рамки игры. Возникает вопрос, не ухудшит ли эта более спланированная игра привычные черты ролевой игры, а вместе с ней и переживания ребенком осмысленности и значимости самого процесса игры.
Актуальность тематики статьи. Проблема адаптации младших дошкольников к условиям ДОО – одна из актуальных в связи с важностью поиска эффективных средств ее оптимизации и сокращения периода привыкания к новой социальной ситуации развития.
Цель статьи – описать экспериментальное исследование и результаты оптимизации адаптации детей 3–4-го года жизни к условиям ДОО при использовании игровых упражнений с элементами невербального общения.
Описание хода исследования. Согласно гипотезе, игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. В эмпирическом исследовании участвовали 40 детей 3–4-го года жизни, разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующая диагностика, развивающие занятия и контроль. На констатации и контроле для диагностики особенностей эмоционального состояния детей использовались модифицированные карты наблюдения, включающие показатели невербального поведения и общения детей. На развивающих занятиях с детьми ЭГ использовались игровые упражнения с элементами невербального общения, формирующие адресное обращение к партнеру (сверстнику, взрослому). Было проведено 12 занятий (по 15–20 минут) три раза в неделю в течение месяца. Полученные результаты обеих групп сравнивались между собой. При обработке количественных данных психолого-педагогического эксперимента применялись методы математической статистики.
Результаты исследования. Занятия в ЭГ позволили сократить период адаптации детей 3–4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками.
Заключение. Результаты подтвердили гипотезу и позволили уточнить информацию о различиях в развитии детей 3–4-го года жизни благодаря воздействию экспериментальных занятий (в ЭГ) и без него (в КГ).
Актуальность исследования. Театр кукол – культурная практика, использование которой в целенаправленной и системной образовательной деятельности становится дополнительным ресурсом, если не формализовывать ее, превращая в занятие и уничтожая момент естественности. В статье рассматривается бытование куклы в современном театре кукол и развивающие возможности этого вида искусства для зрителя – ребенка и взрослого.
Цель исследования: изучить возможности современного театра кукол как пространства понимания детской игры.
Методы исследования: теоретический и феноменологический анализ.
Ход исследования. В исследовании проанализированы особенности культурно-исторического развития и зависимости от социальной ситуации при неизменности психологических законов дошкольного возраста; изучена открытость современного ребенка для эмоционального переживания нового при ином воздействии прежних стимулов и недостаточность «чуда оживления» для возникновения натурального переживания в театре кукол в связи с богатством опыта визуальных трансформаций и анимированного цифрового контента. Произведен анализ типологии театральных кукол и особенностей их использования в современном театре: планшетные куклы как основной тип; активное использование и преображение предметной среды; повышение роли «живого» актера. В современном спектакле театра кукол артист виден и не скрывает, что управляет куклой; кукла маленькая и управляется артистом, который держит ее руками или отставляет в сторону, чтобы она пребывала в неподвижности, пока он совершает другое действие; в игру вовлекаются окружающие предметы, которые становятся персонажами, что позволяет вести речь об аналогии с действиями играющего ребенка и о кукле как о детской игрушке.
Результаты исследования. Выявлен феномен подобия позиции кукольника позиции ребенка, играющего с куклой в «режиссерскую игру», и рассмотрены особенности игровой режиссуры, сопровождающей действие, когда ребенок руководит происходящим непосредственно, все время находясь внутри процесса и рождает действие по ходу, испытывая «сопротивление материала». Кукольный театр проанализирован как средство обучения игре и взрослых, пришедших как зрители, и детей, если после посещения театра взрослые реализуют увиденное в игре с детьми; как действенная помощь в преодолении когнитивной центрации.
Выводы. Опыт современного театра кукол может перевести режиссерскую игру ребенка на качественно новый уровень, учитывая свойства «куклы-субъекта», и способствовать регуляции поведения, пониманию других, обладающих меняющимися свойствами, на которые необходимо ориентироваться для реализации замысла, способности быстро реагировать на возникающие препятствия и умению отказываться от самого интересного и продуктивного сценария. Кукла задает свои правила обращения с ней, что приводит к единству аккомодационной и ассимиляционной направленности интеллекта, когда развитие ребенка происходит в процессе отрыва от наглядности, жесткого привязывания к окружающей реальности, в выходе в сознании за пределы близкого времени и видимого пространства.
В статье представлены результаты исследования, посвященного интеграции практик детского чтения и игры, реализуемого в рамках федеральной инновационной площадки (ФИП) – детского сада №8 Центрального района г. Санкт-Петербурга по теме «Проектирование практик воспитания дошкольников в изменяющейся социокультурной ситуации».
Целью исследования стало изучение возможностей обогащения практики сюжетно-ролевой игры детей в различных возрастных группах (3–7,5 лет) в результате апробации технологии продуктивного чтения при знакомстве детей с современным мировым бестселлером детской литературы Дж. Дональдсон «Улитка и кит». Было установлено, что технология продуктивного чтения обладает высоким развивающим потенциалом как для организации восприятия книги детьми и понимания ее смысла, так и для естественного отображения, прочитанного в условиях игровой деятельности. В ходе наблюдения и анализа качества игровой деятельности детей 3–7,5 лет выявлено, что реализация технологии продуктивного чтения с детьми дошкольного возраста позволяет, с одной стороны, рассматривать игру как способ интерпретации литературного произведения, а с другой –позволяет выйти на поддержку игры по мотивам прочитанного.
Полученные результаты свидетельствуют, что реализация замысла исследования способствовала тому, что показатели развития игры детей начинают приближаться к нормативным в ситуации «зоны ближайшего развития» и дальнейшее накопление игровой практики будет способствовать достижению нормативных показателей сюжетно-ролевой игры в «зоне актуального развития детей». Немаловажным представляется и тот факт, что опора на содержание и структуру литературного текста позволяет педагогу более уверенно чувствовать себя в ситуациях игрового взаимодействия с детьми, так как взрослый и ребенок взаимодействуют в едином сюжетном контексте.
Актуальность тематики статьи. Поддержка сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста переживает кризис, во многом связанный с изменением содержания детского опыта. Исследования, в которых рассматривается возможность отражения в сюжетно-ролевой игре литературного опыта, немногочисленны. При этом их анализ показывает, что литературный опыт ребенка может оказывать существенное влияние на содержание и структуру сюжетно-ролевых игр дошкольников.
Целью исследования стало изучение возможностей отражения литературного опыта детей, полученного в кругу семьи, на характер построения сюжетно-ролевых игр.
Описание хода исследования. Выборку составили 15 детей от 4 до 7 лет и 15 матерей, являющихся постоянными участниками сюжетно-ролевых игр, организованных в условиях неформального дошкольного образования (сообщество поддержки сюжетно-ролевой игры). Вначале было организовано поочередное чтение детям сказок в кругу семьи. Первая из сказок основана на внешнем противостоянии враждующих героев, а вторая – на внутреннем конфликте героев и поиске им своего места в мире. Далее было организовано 6 сюжетно-ролевых игр с опорой на сюжеты сказок на основе модели построения двухтактной игры (Л.И. Эльконинова). Экспериментатор мотивировал детей на игру своей включенностью в сюжет игры и поддержкой двухтактной структуры сказочного сюжета. На заключительном этапе особенности отражения литературного опыта в сюжетно-ролевой игре анализировались по специально разработанным критериям.
Результаты исследования. Было выявлено, что сказочный сюжет, в котором присутствует противостояние двух враждующих сторон, зачастую вызывает у детей негативные эмоции в процессе чтения и, как следствие, нежелание вовлекаться в игру по заданному сюжету. Сказочный сюжет, где вместо внешнего противоборства присутствует внутренний конфликт героев, вызывает у детей положительные эмоции и исследовательский интерес, что приводит к желанию активно участвовать в сюжетно-ролевой игре с опорой на данный сюжет, проигрывать понравившиеся эпизоды, вносить собственное видение и смысл в сюжетную линию.
Выводы. Сюжетно-ролевая игра с опорой на сказочный сюжет позволяет детям 4–6 лет выйти на новый уровень развития игровой деятельности. Были зафиксированы изменения во внутриигровом взаимодействии, уровне игрового замысла, его устойчивости и воплощении. Наибольший рост игровых показателей отмечен в сюжетно-ролевых играх с опорой на сказочный сюжет, в котором отсутствовало противостояние плохих и хороших героев, наименьший рост – в играх по сказочному сюжету, основанному на внешнем конфликте героев.
Актуальность. Поскольку образовательные системы по всему миру все большее значение придают обучению в дошкольном детстве, встают вопросы о том, как увеличение когнитивной нагрузки на детей в дошкольных учреждениях влияет на их развитие.
Цель. Чтобы разобраться в указанной проблематике, Австралийский Исследовательский Совет профинансировал пятилетнее программное исследование. Целью данного исследования является изучение концептуальной игры как особого типа обучения, с целью изучения воображения в игре и воображения в науке, инженерии и технологии.
Дизайн. В исследовании приняли участие 3000 учителей, 100 семей и 130 младенцев и детей младшего возраста из Австралии, за которыми наблюдали в течение пяти лет.
Результаты. В настоящее время исследование продолжается. В данной статье дается обзор и обоснование исследования, а также описываются промежуточные результаты. Проект предполагает получение новых знаний о формировании представлений у младенцев, детей младшего возраста и дошкольников в условиях концептуальных игровых миров в специальных игровых условиях и дома.
Вывод. Прогнозируемые результаты связаны с пониманием того, как можно обучать новым представлениям в специально созданных игровых условиях и дома для разных культурных возрастных периодов. Значительное преимущество проекта – расширение знаний о том, как знакомство с этими представлениями в годы становления влияет на развитие детей.
- 1
- 2