Журнал «Современное дошкольное образование»
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
ВКЛЮЧЕН В ПЕРЕЧЕНЬ ВАК ПРИ МИНОБРНАУКИ РФ
RU EN
ISSN 2782-4519 (Print) 16+
ISSN 2949-5962 (Online)
Войти
Поиск
О журнале
  • О журнале
  • История журнала
  • Индексирование
  • Открытый доступ
  • Редакционная этика и политика
  • Рецензирование
  • Подписка
  • Партнеры
Новости
Редакция
  • Главный редактор
  • Редакционный Совет
  • Контакты
Авторам
  • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
  • Подача рукописи
  • Договор-оферта
  • Подать статью
Номера журнала
  • Все номера
  • Все статьи
  • Статьи по авторам
  • Рубрики
  • Подкасты
Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Меню  
    • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    Поиск
    Кабинет
    ISSN 2782-4519 (Print) 16+
    ISSN 2949-5962 (Online)
    Вход
    Регистрация
    • О журнале
      • Назад
      • О журнале
      • О журнале
      • История журнала
      • Индексирование
      • Открытый доступ
      • Редакционная этика и политика
      • Рецензирование
      • Подписка
      • Партнеры
    • Новости
    • Редакция
      • Назад
      • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный Совет
      • Контакты
    • Авторам
      • Назад
      • Авторам
      • Правовые основы подготовки и публикации рукописей
      • Подача рукописи
      • Договор-оферта
      • Подать статью
    • Номера журнала
      • Назад
      • Номера журнала
      • Все номера
      • Все статьи
      • Статьи по авторам
      • Рубрики
      • Подкасты
    • Библиотека СДО
    • Мой кабинет
    Москва, Проспект Маршала Жукова, д.78, корп.2
    journal@msbook.ru
    ГЛАВНАЯ НОМЕРА ЖУРНАЛА МОИ СТАТЬИ КАБИНЕТ
    • Главная
    • Библиотека СДО
    • Тематические разделы

    Игра и игрушки в ДО

    Абдулаева Е.А. Развивающий потенциал динамических игрушек
    СДО - 2017. - №5 с. 36–45
    Абдулаева Е.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    2357
    Статья посвящена динамическим игрушкам – известной, но малоиспользуемой категории игровых материалов для раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Рассмотрены характерные особенности, выделяющие эти игрушки среди прочих движущихся и интерактивных, дана классификация по трем основаниям: по образу игрушки, по характеру движения и по сложности управления. Подробно рассматривается развивающее значение динамических игрушек. Даны методические рекомендации по продуктивной подаче динамических игрушек детям. Описаны примеры действий с игрушкой и общения с ребенком в процессе игры, которое создает условия для расширения зоны ближайшего развития и полного раскрытия развивающего потенциала игрушек в качестве предмета самостоятельного детского экспериментирования. В заключение приводятся критерии психолого-педагогической оценки для подбора динамических игрушек.
    Ключевые слова: динамические игрушки движущиеся игрушки экспериментирование предметная игра манипулирование чувство собственной активности
    Авгитиду С., Эндрюс М., Боланд А., Каннинг Н., Хенникяйнен М., Лойзу Э., ван Урс Б. EECERA. Группа специальных интересов «Переосмысление игры»: Рамочный документ о роли игры в дошкольном образовании
    СДО - 2019. - №6 с. 20–23
    Лойзу Э. , Каннинг Н. , Авгитиду С. , Эндрюс М. , Боланд А. , Хенникяйнен М. , ван Урс Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    979
    В данной статье рассматривается проблема понимания игры в современном контексте оценки качества дошкольного образования. Рассматриваются взаимосвязи между понятиями игры и обучения и ролью взрослого в организации и поддержке детской игры. Далее ставится вопрос о целесообразности инст­рументализации и регулирования детской игры в дошкольном воспитании и образовании (ECEC). В рамочном документе обращено внимание на важность независимой, но поддерживаемой детской игровой деятельности и на существующую тенденцию к ограничению или перенаправлению ее ценности в соответствии с оценкой заранее определенных результатов в ECEC.
    Ключевые слова: игра дошкольное образование роль учителей обучение и развитие
    Белобрыкина О.А. Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве
    СДО - 2021. - №3 с. 24–32
    Белобрыкина О.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1611
    В статье рассматривается проблема редукции игровой деятельности современного дошкольника. Представлен обзор взглядов классиков отечественной детской психологии на значимость игры как фактора развития ребенка в дошкольный период детства. Вводится понятие «игровой дизонтогенез», под которым понимается нарушенное, не соответствующее психологическим закономерностям развитие игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, обусловленное рядом социо­культурных и образовательных факторов. Раскрываются причины возникновения игровой депривации, оказывающие негативное влияние на нормальное развитие ребенка и формирование основных новообразований дошкольного детства. Показано, что симплификация детской игры приводит к психическому и личностному инфантилизму, снижению способности к планированию собственных действий, задержке формирования значимых психических функций и сторон личности, социально-нормативной дезориентации растущего человека. Опираясь на данные отдельных авторов и материалы проведенных нами ранее исследований, высказывается предположение о высоком риске формирования разнообразных психологических зависимостей и девиаций, возникновения игровой аддикции и других социально-поведенческих отклонений как следствия дефицита игры в дошкольном возрасте. Обсуждаются результаты ознакомления с учебными планами профессиональной подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждений, которые свидетельствуют о полном отсутствии во многих программах вузов теоретических дисциплин, практических курсов и практикумов по психологии и педагогике детской игры, включая прикладные аспекты обучения будущих воспитателей методике организации и сопровождения игр дошкольников. Обозначены условия по реабилитации игры как уникального социального-психологического, культурного и возрастного феномена, предложенные Е.О. Смирновой в качестве основополагающих мер в современном дошкольном образовании.
    Ключевые слова: игровой дизонтогенез игровая депривация дошкольный возраст ведущий вид деятельности амплификация игры девиантное поведение игровая аддикция
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-3105-24-32
    Белобрыкина О.А., Лидин К.Л. Эмоциональное содержание современных детских игрушек
    СДО - 2024. - №2 с. 48-59
    Лидин К.Л. , Белобрыкина О.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1185

    Актуальность. Игрушка является носителем сильных эмоционально нагруженных образов. Она исторически выступает межпоколенным транслятором культуры и представляет собой один из важнейших факторов социализации ребенка. Вместе с тем современный рынок игрушек никак не регулируется в плане эмоционально-образного содержания. Это обусловливает необходимость анализа эмоционально-образных качеств игровой продукции для детей с позиции ее развивающей функции.

    Организация исследования. Цель исследования – выявить эмоциональное содержание игрушек, рекомендуемых производителями и продавцами для детей дошкольного возраста. Осуществлена выборка из 150 фотографий игрушек для детей дошкольного возраста, сделанных в магазинах детских товаров, на сайтах производителей и наиболее популярных маркетплейсов. Для обработки данных использовалась программа «Image expert», включающая батарею измеряемых параметров изображения, учитывающих модальности восприятия человека в их выражении через конкретные эмоции.

    Результаты исследования. Количественный анализ ассортимента вошедшей в исследовательский комплекс игровой продукции, предлагаемой для детей дошкольного возраста изготовителями, магазинами, электронными торговыми площадками, показал, что в общем объеме преобладают игрушки интеллектуальной и конструктивной направленности. В набор для анализа также вошли мягкие и интерактивные игрушки, профессионально-бытовые игровые наборы, куклы, роботы, детское оружие. Анализ эмоционального наполнения игрушек показал невысокую интенсивность, невыразительность игрушек несмотря на яркие краски и причудливую форму. Перцептивные свойства игрушек противоречивы, что снижает их суммарную эмоциональную наполненность и придает игрушкам обманчивый, неискренний характер. В целом игрушки, предлагаемые для дошкольников, апеллируют в большей мере к разуму, а не к эмоциям ребенка, а также в неявной форме несут информацию о неискренности и недостоверности окружающего мира.

    Выводы. Эмоциональное благополучие детерминирует полноценное развитие ребенка, одним из средств обеспечения которого является детская игрушка как особый социокультурный и психологический феномен. Поэтому осознанный и ответственный выбор игрушек взрослыми должен стать устойчивым элементом здорового образа жизни ребенка. Сегодняшние игрушки психологически опасны, они способны затормозить развитие эмоциональной сферы современного ребенка. Полученные данные позволяют наметить научную перспективу и определить тематику дальнейших исследований, а также будут информативны для родителей, педагогов образовательных учреждений в целях формирования у них чувства ответственности при выборе игрушек для детей дошкольного возраста.

    Ключевые слова: игра игрушка современный рынок игрушек эмоциональное содержание дошкольный возраст ведущий вид деятельности риск нарушения развития
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-2122-48-59
    Брострём C. Рамочная игра с 6-летними детьми
    СДО - 2021. - №2 с. 70–78
    Брострём С.
    ПОДРОБНЕЕ
    1116
    Ролевая игра чрезвычайно важна в воспитании детей раннего возраста. Благодаря игре в детской психике происходят важные изменения. В возрасте 6 лет ролевые игры ребенка меняются. Дети начинают больше осознавать воображаемую игровую ситуацию, появляется растущее понимание цели игры. Развитие этого нового уровня позволяет ввести новый тип игры: рамочную игру. Дети
    и педагоги вместе определяют общую тему и формулируют некоторые аспекты содержания, они планируют контент, обсуждают различные роли, правила внутри ролей и возможные действия, связанные с конкретными ролями. Благодаря этому совместному планированию постепенно проявляются контекст или рамки игры. Возникает вопрос, не ухудшит ли эта более спланированная игра привычные черты ролевой игры, а вместе с ней и переживания ребенком осмысленности и значимости самого процесса игры.
    Ключевые слова: игра группа планирование развитие понимание
    Бухаленкова Д.А., Сухих В.Л., Якупова В.А. Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками?
    СДО - 2021. - №1 с. 8–16
    Сухих В.Л. , Бухаленкова Д.А. , Якупова В.А.
    ПОДРОБНЕЕ
    1949
    Статья посвящена практическому аспекту развития саморегуляции дошкольников в игре. Во введении дано определение саморегуляции как многоаспектного конструкта, включающего регуляцию эмоций, когнитивных процессов и поведения. Также предлагается определение регуляторных функций на основе модели А. Мияке. Обзор литературы охватывает результаты новых исследований, посвященных влиянию игры на развитие саморегуляции дошкольников. Рассмотрены исследования, показывающие эффективность сюжетно-ролевых игр, игр с правилами, цифровых игр, а также связь между игровыми предпочтениями в домашних условиях и развитием саморегуляции у детей дошкольного возраста. В заключительной части сформулированы практические рекомендации по применению игр в целях развития саморегуляции дошкольников. Даны рекомендации по выбору игр, наиболее подходящих для этой цели, их продолжительности, повышению вовлеченности детей в игру, нюансам организации игр. Подробно описаны условия, при создании которых разные виды игр (игры с правилами, сюжетно-ролевые, цифровые игры) наиболее эффективны. В приложении приведены названия и краткие описания цифровых и настольных игр, которые могут быть использованы для тренировки всех компонентов регуляторных функций.
    Ключевые слова: саморегуляция регуляторные функции произвольность дошкольный возраст игра развитие
    DOI: 10.24411/1997-9657-2021-10091
    ван Урс Б. Семиотическая деятельность детей младшего возраста в игре: построение и использование схематических представлений
    СДО - 2021. - №1 с. 68–78
    ван Урс Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    999
    Теория и исследования, описанные в данной статье, основаны на подходе Л.С. Выготского к развитию человека. Согласно этой теории, развитие семиотической активности детей имеет существенное значение для их культурного развития. В данной работе утверждается, что развитие семиотической активности у детей младшего возраста в контексте их игровой деятельности является важным аспектом совершенствования дошкольного образования. В небольшом экспериментальном исследовании мы наблюдали, как дети 4–6 лет играли с паровозиком. Во время игры детям было предложено нарисовать схему своего железнодорожного пути. Анализируя их игровую деятельность и составленную ими схему, мы попытались выяснить, возможно ли (и как) развитие семиотической активности без влияния на игровой характер деятельности детей.
    Ключевые слова: значение игра схематическое представление семиотическая деятельность символ
    Вартиайнен Д., Кумпулайнен К. Игра с наукой: проявление научной игры в исследовательской деятельности детей
    СДО - 2021. - №6 с. 70–79
    Вартиайнен Д. , Кумпулайнен К.
    ПОДРОБНЕЕ
    1145
    Опираясь на социокультурную теорию, это исследование изучает и раскрывает качества научной игры во время исследовательской деятельности детей, основанной на воображении и игре. Данные были собраны в дошкольных группах финских школ с детьми в возрасте от пяти до шести лет (N=31) в течение пяти недель и состоят из видеозаписей, полевых заметок наблюдений и артефактов, подвергнутых мультимодальному анализу. Результаты свидетельствуют, что научная игра, проявляющаяся в исследовательской деятельности детей младшего возраста, обладает следующими четырьмя характеристиками: 1) создание и поддержание воображаемой научной ситуации, 2) придание новых значений научным объектам и процессам, 3) сочетание воображаемых ситуаций и решение проблем и 4) участие в научной беседе в воображаемой ситуации. Исследование показывает, что воображение и игра являются важными элементами детского научного исследования, что имеет значение для раннего научного образования.
    Ключевые слова: раннее научное образование научные исследования игра воображение смыслообразование
    Горшкова Е.В., Львова Н.В. Адаптация детей 3–4-го года жизни к условиям дошкольной образовательной организации средствами игровых упражнений с элементами невербального общения
    СДО - 2023. - №3 с. 36–43
    Львова Н.В. , Горшкова Е.В.
    ПОДРОБНЕЕ
    1284

    Актуальность тематики статьи. Проблема адаптации младших дошкольников к условиям ДОО – одна из актуальных в связи с важностью поиска эффективных средств ее оптимизации и сокращения периода привыкания к новой социальной ситуации развития.

    Цель статьи – описать экспериментальное исследование и результаты оптимизации адаптации детей 3–4-го года жизни к условиям ДОО при использовании игровых упражнений с элементами невербального общения.

    Описание хода исследования. Согласно гипотезе, игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. В эмпирическом исследовании участвовали 40 детей 3–4-го года жизни, разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующая диагностика, развивающие занятия и контроль. На констатации и контроле для диагностики особенностей эмоционального состояния детей использовались модифицированные карты наблюдения, включающие показатели невербального поведения и общения детей. На развивающих занятиях с детьми ЭГ использовались игровые упражнения с элементами невербального общения, формирующие адресное обращение к партнеру (сверстнику, взрослому). Было проведено 12 занятий (по 15–20 минут) три раза в неделю в течение месяца. Полученные результаты обеих групп сравнивались между собой. При обработке количественных данных психолого-педагогического эксперимента применялись методы математической статистики.

    Результаты исследования. Занятия в ЭГ позволили сократить период адаптации детей 3–4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками.

    Заключение. Результаты подтвердили гипотезу и позволили уточнить информацию о различиях в развитии детей 3–4-го года жизни благодаря воздействию экспериментальных занятий (в ЭГ) и без него (в КГ).

    Ключевые слова: адаптация невербальное общение игровые упражнения эмоционально-двигательная психотехника адресное невербальное сообщение
    DOI: 10.24412/2782-4519-2023-3117-36-43
    Евдокимова В.Е. Играя – учимся, или Использование технологии «Несколько мышей» с детьми дошкольного возраста
    СДО - 2018. - №2 с. 66–69
    Евдокимова В.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    2024
    Ивренди А. Игра, основанная на выборе, саморегуляция и восприятие чисел
    СДО - 2018. - №1 с. 42–51
    ПОДРОБНЕЕ
    5501
    Игра, основанная на выборе, предоставляет широкие возможности для использования и развития саморегуляции и математических навыков. Данное исследование было направлено на изучение вопроса, влияет ли участие детей в одиночной игре низкого уровня, интерактивной игре и компетентной игре на их навыки саморегуляции и восприятия чисел. Также изучалось влияние демографиче­ских переменных и социальных навыков детей на эти навыки. В исследовании приняли участие 149 детей (средний возраст = 68 месяцев, SD = 3,71) из государственных и полунезависимых детских садов из города на юго-западе Турции. В процессе свободной игры проводилось наблюдение за детьми, измерялась их саморегуляция и математические навыки. Педагоги оценивали социальные навыки детей. Результаты показали, что участие детей в игре, основанной на выборе, значительно повышает их шансы на обладание более высоким уровнем восприятия чисел и навыков саморегуляции. В частности, интерактивная игра в значительной степени способствовала развитию навыков саморегуляции и восприятия чисел. Кроме того, существенными факторами, влияющими на эти навыки, являются детский возраст, семейный доход и социальные навыки. Полученные результаты свидетельствуют о важности игры для развития саморегуляции и математических навыков.
    Ключевые слова: интерактивная и компетентная игра навыки восприятия чисел навыки саморегуляции
    Игровое взаимодействие старшего дошкольника с родителями как ресурс развивающей микросреды в условиях цифровизации
    СДО - 2024. - №4 с. 24-36
    Белова Е.С. , Шумакова Н.Б.
    ПОДРОБНЕЕ
    882
    Актуальность. Обусловлена, с одной стороны, значимостью проблемы детско-родительского игрового взаимодействия как важного аспекта семейного воспитания, а с другой стороны, недостаточной ее изученностью в современных условиях быстро происходящих глубинных изменений в обществе, затрагивающих и семейную микросреду.
    Цели. 1) Выявление и анализ особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников с родителями с учетом возможностей использования цифровых устройств. 2) Изучение влияния частоты совместных компьютерных игр в условиях семьи на интеллектуальное и творческое развитие детей.
    Выборка. В исследовании приняли участие 180 дошкольников 6–7 лет (Mвозраст = 6,8, SD = 0,34; 88 мальчиков, 92 девочки) и их родители, преимущественно матери. Все дошкольники и их родители — жители Москвы. Большинство детей (92,78%) посещали дошкольные образовательные организации.
    Методы. Проводился опрос родителей. Для диагностики развития детей использовались: тестовая методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); структурированное наблюдение и экспертные оценки участия детей в игровом занятии по раскрытию творческого и интеллектуального потенциала. Применялись методы качественного и количественного анализа данных (cтатистический пакет Jamovi 1.6.23).
    Результаты. Игровое взаимодействие современных старших дошкольников с родителями в большинстве семей реализуется как в форме традиционных игр (настольные, подвижные, ролевые и др.), так и компьютерных. Однако частота их использования варьируется. В целом традиционные игры выбирают чаще, чем компьютерные. При этом матери чаще играют со своими детьми в традиционные игры, чем отцы. При использовании гаджетов наблюдается обратная тенденция: отцы чаще, чем матери, играют с детьми в компьютерные игры. Более высокие результаты интеллектуального теста были у дошкольников, которые редко играли в компьютерные игры с мамами или папами.
    Выводы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об игровом взаимодействии современных старших дошкольников и родителей. Выделена необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в выборе и организации совместных игр с детьми. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций родителям по созданию развивающей семейной микросреды, в частности, по вопросам ее цифровизации.
    Ключевые слова: игра игровое взаимодействие дошкольники родители старший дошкольный возраст развивающая микросреда интеллектуальное развитие цифровизация
    DOI: https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-24-36
    Исследование интеллектуальной готовности старших дошкольников к обучению в школе с использованием комплекса игровых заданий
    СДО - 2024. - №3 с. 28-41
    Аверин Н.С. , Солдатенко К.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    1134

    Актуальность. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста имеет существенное значение на этапе подготовки к школе. Формирование интеллектуальной готовности является одним из показателей адаптивного включения ребенка в учебный процесс по программам начального образования. Анализ научных исследований позволил выявить содержание и структурные компоненты понятий «интеллектуальное развитие», «интеллектуальная готовность старшего дошкольника». Это способствовало определению основных критериев исследования интеллектуальной готовности и разработке соответствующих игровых диагностических заданий для старших дошкольников.

    Цель. Изучить динамику формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников в процессе поэтапной реализации интеллектуального проекта «К школе готовы!».

    Методы. В исследовании приняли участие 30 детей подготовительной к школе группы. На первом этапе проводилась диагностика дошкольников в начале учебного года по разработанному комплексу игровых заданий. На втором этапе был реализован план мероприятий с проведением упражнений, направленных на интеллектуальное развитие старших дошкольников. На завершающем этапе проведено итоговое исследование и анализ результатов.

    Результаты. Анализ результатов исследования показал повышение познавательной и коммуникативной активности детей в решении заданий на логическое запоминание, математических загадок, задач. Выявлена эффективность проведенной работы с детьми по формированию конструктивного и алгоритмического мышления, овладению математическими представлениями. Наиболее высокие результаты получили показатели диагностики по критериям оценки формирования общего кругозора, представлений и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

    Выводы. Для эффективной реализации задач по формированию интеллектуальной готовности старших дошкольников на этапе подготовки к школе педагогу необходимо использовать технологии системной работы, способствующие активизации детского творчества и познания: проблемные математические задачи, разноуровневые и групповые задания, конструирование, элементарное программирование, дополнительные упражнения для нейробики, логического запоминания, ассоциативного мышления, развития межполушарного взаимодействия, а также зрительно-моторной координации.

    Ключевые слова: интеллект интеллектуальное развитие готовность к обучению интеллектуальная готовность старший дошкольник
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-3123-28-41
    Крашенинников Е.Е. Современный театр кукол: от спектакля к детской игре в куклы
    СДО - 2021. - №6 с. 45–55
    Крашенинников Е.Е.
    ПОДРОБНЕЕ
    1192

    Актуальность исследования. Театр кукол – культурная практика, использование которой в целена­правленной и системной образовательной деятельности становится дополнительным ресурсом, если не формализовывать ее, превращая в занятие и уничтожая момент естественности. В статье рассматривается бытование куклы в современном театре кукол и развивающие возможности этого вида искусства для зрителя – ребенка и взрослого.

    Цель исследования: изучить возможности современного театра кукол как пространства понимания детской игры.

    Методы исследования: теоретический и феноменологический анализ.

    Ход исследования. В исследовании проанализированы особенности культурно-исторического развития и зависимости от социальной ситуации при неизменности психологических законов дошкольного возраста; изучена открытость современного ребенка для эмоционального переживания нового при ином воздействии прежних стимулов и недостаточность «чуда оживления» для возникновения натурального переживания в театре кукол в связи с богатством опыта визуальных трансформаций и анимированного цифрового контента. Произведен анализ типологии театральных кукол и особенностей их использования в современном театре: планшетные куклы как основной тип; активное использование и преображение предметной среды; повышение роли «живого» актера. В современном спектакле театра кукол артист виден и не скрывает, что управляет куклой; кукла маленькая и управляется артистом, который держит ее руками или отставляет в сторону, чтобы она пребывала в неподвижности, пока он совершает другое действие; в игру вовлекаются окружающие предметы, которые становятся персонажами, что позволяет вести речь об аналогии с действиями играющего ребенка и о кукле как о детской игрушке.

    Результаты исследования. Выявлен феномен подобия позиции кукольника позиции ребенка, играющего с куклой в «режиссерскую игру», и рассмотрены особенности игровой режиссуры, сопровождающей действие, когда ребенок руководит происходящим непосредственно, все время находясь внутри процесса и рождает действие по ходу, испытывая «сопротивление материала». Кукольный театр проанализирован как средство обучения игре и взрослых, пришедших как зрители, и детей, если после посещения театра взрослые реализуют увиденное в игре с детьми; как действенная помощь в преодолении когнитивной центрации.

    Выводы. Опыт современного театра кукол может перевести режиссерскую игру ребенка на качественно новый уровень, учитывая свойства «куклы-субъекта», и способствовать регуляции поведения, пониманию других, обладающих меняющимися свойствами, на которые необходимо ориентироваться для реализации замысла, способности быстро реагировать на возникающие препятствия и умению отказываться от самого интересного и продуктивного сценария. Кукла задает свои правила обращения с ней, что приводит к единству аккомодационной и ассимиляционной направленности интеллекта, когда развитие ребенка происходит в процессе отрыва от наглядности, жесткого привязывания к окружающей реальности, в выходе в сознании за пределы близкого времени и видимого пространства.

    Ключевые слова: cовременный театр кукол кукла детская игрушка когнитивная децентрация игра
    DOI: 10.24412/1997-9657-2021-6108-45–55
    Лавризен Э., Бертрандс Э., Лейссен Л., Смитс Л., Вандерспикен А., де Граф П. Рискованная игра в школе. Содействие восприятию риска и компетентности у маленьких детей
    СДО - 2018. - №3 с. 54–63
    Смитс Л. , Лейссен Л. , Лавризен Э. , Вандерспикен А. , Бертрандс Э. , де Граф П.
    ПОДРОБНЕЕ
    1297
    Недавние исследования показывают, что компетентность и восприятие риска могут быть улучшены благодаря учебной среде. В рамках проекта «Риски» изучалось, как восприятие риска и уровень риска у маленьких детей в возрасте от трех до восьми лет можно наблюдать и измерять в классе и контексте обучения в школе. В течение трех месяцев был проведен интенсивный комплекс рискованно-игровой деятельности для двух классов (четырех- и шестилетних детей), а два класса играли роль контрольных. До и после периода интервенции количественные и качественные аспекты компетентности в отношении риска оценивались у всех детей с помощью: 1) принципа обнаружения изменений; 2) оценок педагогов; и 3) качественных оценок независимого наблюдателя. Результаты показали, что восприятие риска и формирование навыков безопасности у маленьких детей могут быть развиты благодаря интенсивному внедрению рискованной игры в школе. Кроме того, перспективными инструментами оценки компетентности в вопросах риска являются тесты на выявление рисков и опросные анкеты.
    Ключевые слова: раннее детство рискованная игра восприятие риска компетентность в отношении риска обучение
    Моника Сандлунд и Элен Элвстранд: «У ребенка должно сохраняться право на игру, на возможность создать свое игровое пространство»
    СДО - 2019. - №6
    ПОДРОБНЕЕ
    439
    В эпоху погони за успешностью, результативностью с самых ранних лет, трудно представить систему образования, в которой по-прежнему центральная роль отведена игровой деятельности: тестов практически нет, а оценки не ставят до шестого класса. Об особенностях и приоритетах дошкольного образования в Швеции мы поговорили с директором по развитию образовательных программ Линчёпингского университета в Швеции Моникой Сандлунд и доктором педагогических наук, старшим преподавателем Линчёпингского университета Элен Элвстранд.
    Нган Куен Лай, Тан Фонг Анг, Лип Йи Пор, Чи Сан Лью. Влияние игры на развитие ребенка – обзор литературы
    СДО - 2019. - №5 с. 68–79
    Тан Ф.А. , Нган К.Л. , Лип Й.П. , Чи С.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    1648
    Игра всегда присутствует в жизни человека, особенно детей. Игры можно разделить на цифровые и нецифровые. Цифровые – это такие игры, в которых в качестве игровой платформы используются компьютеры, мобильные или портативные устройства или игровая приставка, в то время как для нецифровых игр может требоваться физический контакт и/или оборудование, которые не являются цифровыми устройствами. Этот обзор направлен на изучение влияния нецифровых игр на развитие детей в возрасте от 4 до 9 лет. На основе предложенного классификационного подхода были определены и проанализированы с точки зрения года выхода, возрастной группы, типа игры, метода исследования и результатов обучения 43 статьи. Полученные данные свидетельствуют о том, что нецифровые игры могут стимулировать когнитивное развитие детей дошкольного возраста.
    Ключевые слова: ребенок познавательная деятельность развитие спонтанная игра игра с правилами
    Предпочтения в выборе игрушек у детей 3–4 лет: влияние социально-демографических факторов и особенностей развития
    СДО - 2024. - №6 с. 68-80
    Вересов Н.Н. , Гаврилова М.Н. , Сухих В.Л.
    ПОДРОБНЕЕ
    618

    Актуальность. Распространенные на сегодняшний день типологии и категории детских игрушек определяются в основном производителями и розничными продавцами детских товаров. Такая классификация редко учитывает теоретические аспекты детского развития и не отражает потенциал игрушек как инструментов для стимулирования когнитивных, эмоциональных и физиче­ских способностей у детей младшего возраста.

    Цель. В данном исследовании были предложены три критерия для классификации игрушек на основе культурно-исторического подхода: степень их реалистичности, степень антропоморфности и степень детализации. Эти критерии были выбраны в результате анализа теоретических работ, выполненных в рамках культурно-исторического подхода.

    Дизайн. Предложенные критерии были проверены в ходе эксперимента по определению предпочтений детей в отношении игрушек. В нем приняли участие 129 детей в возрасте 3–4 лет. Экспериментальные данные подтвердили, что большинство детей предпочитают реалистичные и детализированные игрушки, а не те, которые обладают меньшими выразительными характеристиками. Кроме того, был проведен анализ влияния социально-демографических факторов и индивидуальных показателей развития детей на их игровые предпочтения.

    Результаты. Исследование показало, что среди различных социально-демографических факторов только пол ребенка и количество братьев и сестер в семье являются значимыми предикторами предпочтений в отношении игрушек. Было обнаружено, что ни одна из характеристик развития ребенка (невербальный интеллект, исполнительные функции и эмоциональное понимание) не является значимым предиктором, определяющим предпочтение определенным игрушкам.

    Выводы. Предположение о том, что игрушки можно оценивать с точки зрения их реалистичности и степени детализации, нашло эмпирическое подтверждение. Результаты этого исследования могут быть полезны при разработке дальнейших исследований и в практическом решении во­проса выбора игрушек для детей в возрасте 3–4 лет.

    Ключевые слова: детская психология культурно-исторический подход игра предпочтение игрушек исполнительные функции понимание эмоций
    DOI: 10.24412/2782-4519-2024-6126-68-80
    Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению
    СДО - 2017. - №1 с. 52–61
    Синицына И.Ю.
    ПОДРОБНЕЕ
    2166
    В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх – особенно в том случае, когда обучаются дети 3–5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-­дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога – грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.
    Ключевые слова: обучение дошкольников чтению игровой подход сюжетно-дидактическая игра этапы обучения чтению гласные первого ряда чтение по складам составление слов
    Смирнова Е.О., Орлова И.А., Соколова М.В., Смирнова С.Ю. Что видят и чего не видят дети в куклах Монстр Хай
    СДО - 2016. - №2 с. 34–43
    Орлова И.А. , Соколова М.В. , Смирнова С.Ю. , Смирнова Е.О.
    ПОДРОБНЕЕ
    3319
    В последние несколько лет одной из самых популярных и спорных игрушек являются куклы Монстр Хай. Авторы статьи на материале конкретного эмпирического исследования пытаются выяснить, какова причина популярности данных кукол, что видят и чего не видят в них дети, как воспринимают и как оценивают этих кукол современные дети и их родители и как играют с такими куклами девочки дошкольного и младшего школьного возраста. В исследовании участвовали 245 родителей и 50 девочек двух возрастных групп: 6–7 и 8–9 лет. Взрослые заполняли анкету, в которой оценивали основные качества этих кукол. С детьми организовывалась индивидуальная беседа, в которой каждой девочке задавались те же вопросы. Анализировались также рисунки детей, изображающие данных кукол, и игра с ними. Оценки детей и взрослых разных качеств кукол позволили зафиксировать явный конфликт поколений: то, что детям кажется прекрасным, взрослые воспринимают как уродливое и безобразное. Рисунки детей свидетельствуют о том, что куклы Монстр Хай являются для них своеобразными «эталонами красоты». Большинство девочек предпочитают данных кукол традиционным. Наблюдение за игрой детей показало, что ее содержание определяется не столько образом игрушки, сколько общим контекстом жизни ребенка: дети проигрывают с данными куклами самые разные сюжеты, отражающие их опыт. В заключении обсуждаются результаты исследования и возможные риски, которые несут данные игрушки для дошкольников.
    Ключевые слова: образные игрушки куклы Монстр Хай оценка качеств кукол детский рисунок сюжетная игра страшные игрушки культурные коды этические и эстетические представления
    • 1
    • 2
    Список рубрик
    Журнал «Современное дошкольное образование»
    © 2007 - 2024. Активная ссылка на sdo-journal.ru обязательна.
    Политика конфиденциальности

    О ЖУРНАЛЕ
    О ЖУРНАЛЕ
    О журнале
    Редакция
    Новости
    Контакты
    СТАТЬИ
    СТАТЬИ
    Все статьи
    Номера
    Статьи по авторам
    Статьи по рубрикам
    АВТОРАМ
    АВТОРАМ
    Информация для авторов
    Подать статью