Игра и игрушки в ДО
Актуальность. Игрушка является носителем сильных эмоционально нагруженных образов. Она исторически выступает межпоколенным транслятором культуры и представляет собой один из важнейших факторов социализации ребенка. Вместе с тем современный рынок игрушек никак не регулируется в плане эмоционально-образного содержания. Это обусловливает необходимость анализа эмоционально-образных качеств игровой продукции для детей с позиции ее развивающей функции.
Организация исследования. Цель исследования – выявить эмоциональное содержание игрушек, рекомендуемых производителями и продавцами для детей дошкольного возраста. Осуществлена выборка из 150 фотографий игрушек для детей дошкольного возраста, сделанных в магазинах детских товаров, на сайтах производителей и наиболее популярных маркетплейсов. Для обработки данных использовалась программа «Image expert», включающая батарею измеряемых параметров изображения, учитывающих модальности восприятия человека в их выражении через конкретные эмоции.
Результаты исследования. Количественный анализ ассортимента вошедшей в исследовательский комплекс игровой продукции, предлагаемой для детей дошкольного возраста изготовителями, магазинами, электронными торговыми площадками, показал, что в общем объеме преобладают игрушки интеллектуальной и конструктивной направленности. В набор для анализа также вошли мягкие и интерактивные игрушки, профессионально-бытовые игровые наборы, куклы, роботы, детское оружие. Анализ эмоционального наполнения игрушек показал невысокую интенсивность, невыразительность игрушек несмотря на яркие краски и причудливую форму. Перцептивные свойства игрушек противоречивы, что снижает их суммарную эмоциональную наполненность и придает игрушкам обманчивый, неискренний характер. В целом игрушки, предлагаемые для дошкольников, апеллируют в большей мере к разуму, а не к эмоциям ребенка, а также в неявной форме несут информацию о неискренности и недостоверности окружающего мира.
Выводы. Эмоциональное благополучие детерминирует полноценное развитие ребенка, одним из средств обеспечения которого является детская игрушка как особый социокультурный и психологический феномен. Поэтому осознанный и ответственный выбор игрушек взрослыми должен стать устойчивым элементом здорового образа жизни ребенка. Сегодняшние игрушки психологически опасны, они способны затормозить развитие эмоциональной сферы современного ребенка. Полученные данные позволяют наметить научную перспективу и определить тематику дальнейших исследований, а также будут информативны для родителей, педагогов образовательных учреждений в целях формирования у них чувства ответственности при выборе игрушек для детей дошкольного возраста.
и педагоги вместе определяют общую тему и формулируют некоторые аспекты содержания, они планируют контент, обсуждают различные роли, правила внутри ролей и возможные действия, связанные с конкретными ролями. Благодаря этому совместному планированию постепенно проявляются контекст или рамки игры. Возникает вопрос, не ухудшит ли эта более спланированная игра привычные черты ролевой игры, а вместе с ней и переживания ребенком осмысленности и значимости самого процесса игры.
Актуальность тематики статьи. Проблема адаптации младших дошкольников к условиям ДОО – одна из актуальных в связи с важностью поиска эффективных средств ее оптимизации и сокращения периода привыкания к новой социальной ситуации развития.
Цель статьи – описать экспериментальное исследование и результаты оптимизации адаптации детей 3–4-го года жизни к условиям ДОО при использовании игровых упражнений с элементами невербального общения.
Описание хода исследования. Согласно гипотезе, игровые упражнения с элементами невербального общения способствуют оптимизации и сокращению периода адаптации младших дошкольников к условиям ДОО. В эмпирическом исследовании участвовали 40 детей 3–4-го года жизни, разделенные на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Исследование проводилось в три этапа: констатирующая диагностика, развивающие занятия и контроль. На констатации и контроле для диагностики особенностей эмоционального состояния детей использовались модифицированные карты наблюдения, включающие показатели невербального поведения и общения детей. На развивающих занятиях с детьми ЭГ использовались игровые упражнения с элементами невербального общения, формирующие адресное обращение к партнеру (сверстнику, взрослому). Было проведено 12 занятий (по 15–20 минут) три раза в неделю в течение месяца. Полученные результаты обеих групп сравнивались между собой. При обработке количественных данных психолого-педагогического эксперимента применялись методы математической статистики.
Результаты исследования. Занятия в ЭГ позволили сократить период адаптации детей 3–4-го года жизни до одного месяца с ожидаемым эффектом: эмоциональный фон детей ЭГ стал стабильно положительным, повысился уровень игровой деятельности и взаимодействия со сверстниками.
Заключение. Результаты подтвердили гипотезу и позволили уточнить информацию о различиях в развитии детей 3–4-го года жизни благодаря воздействию экспериментальных занятий (в ЭГ) и без него (в КГ).
Цели. 1) Выявление и анализ особенностей игрового взаимодействия старших дошкольников с родителями с учетом возможностей использования цифровых устройств. 2) Изучение влияния частоты совместных компьютерных игр в условиях семьи на интеллектуальное и творческое развитие детей.
Выборка. В исследовании приняли участие 180 дошкольников 6–7 лет (Mвозраст = 6,8, SD = 0,34; 88 мальчиков, 92 девочки) и их родители, преимущественно матери. Все дошкольники и их родители — жители Москвы. Большинство детей (92,78%) посещали дошкольные образовательные организации.
Методы. Проводился опрос родителей. Для диагностики развития детей использовались: тестовая методика диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС); структурированное наблюдение и экспертные оценки участия детей в игровом занятии по раскрытию творческого и интеллектуального потенциала. Применялись методы качественного и количественного анализа данных (cтатистический пакет Jamovi 1.6.23).
Результаты. Игровое взаимодействие современных старших дошкольников с родителями в большинстве семей реализуется как в форме традиционных игр (настольные, подвижные, ролевые и др.), так и компьютерных. Однако частота их использования варьируется. В целом традиционные игры выбирают чаще, чем компьютерные. При этом матери чаще играют со своими детьми в традиционные игры, чем отцы. При использовании гаджетов наблюдается обратная тенденция: отцы чаще, чем матери, играют с детьми в компьютерные игры. Более высокие результаты интеллектуального теста были у дошкольников, которые редко играли в компьютерные игры с мамами или папами.
Выводы. Результаты исследования позволяют расширить научные представления об игровом взаимодействии современных старших дошкольников и родителей. Выделена необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в выборе и организации совместных игр с детьми. Полученные данные могут быть использованы при разработке рекомендаций родителям по созданию развивающей семейной микросреды, в частности, по вопросам ее цифровизации.
Актуальность. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста имеет существенное значение на этапе подготовки к школе. Формирование интеллектуальной готовности является одним из показателей адаптивного включения ребенка в учебный процесс по программам начального образования. Анализ научных исследований позволил выявить содержание и структурные компоненты понятий «интеллектуальное развитие», «интеллектуальная готовность старшего дошкольника». Это способствовало определению основных критериев исследования интеллектуальной готовности и разработке соответствующих игровых диагностических заданий для старших дошкольников.
Цель. Изучить динамику формирования интеллектуальной готовности старших дошкольников в процессе поэтапной реализации интеллектуального проекта «К школе готовы!».
Методы. В исследовании приняли участие 30 детей подготовительной к школе группы. На первом этапе проводилась диагностика дошкольников в начале учебного года по разработанному комплексу игровых заданий. На втором этапе был реализован план мероприятий с проведением упражнений, направленных на интеллектуальное развитие старших дошкольников. На завершающем этапе проведено итоговое исследование и анализ результатов.
Результаты. Анализ результатов исследования показал повышение познавательной и коммуникативной активности детей в решении заданий на логическое запоминание, математических загадок, задач. Выявлена эффективность проведенной работы с детьми по формированию конструктивного и алгоритмического мышления, овладению математическими представлениями. Наиболее высокие результаты получили показатели диагностики по критериям оценки формирования общего кругозора, представлений и способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Выводы. Для эффективной реализации задач по формированию интеллектуальной готовности старших дошкольников на этапе подготовки к школе педагогу необходимо использовать технологии системной работы, способствующие активизации детского творчества и познания: проблемные математические задачи, разноуровневые и групповые задания, конструирование, элементарное программирование, дополнительные упражнения для нейробики, логического запоминания, ассоциативного мышления, развития межполушарного взаимодействия, а также зрительно-моторной координации.
Актуальность исследования. Театр кукол – культурная практика, использование которой в целенаправленной и системной образовательной деятельности становится дополнительным ресурсом, если не формализовывать ее, превращая в занятие и уничтожая момент естественности. В статье рассматривается бытование куклы в современном театре кукол и развивающие возможности этого вида искусства для зрителя – ребенка и взрослого.
Цель исследования: изучить возможности современного театра кукол как пространства понимания детской игры.
Методы исследования: теоретический и феноменологический анализ.
Ход исследования. В исследовании проанализированы особенности культурно-исторического развития и зависимости от социальной ситуации при неизменности психологических законов дошкольного возраста; изучена открытость современного ребенка для эмоционального переживания нового при ином воздействии прежних стимулов и недостаточность «чуда оживления» для возникновения натурального переживания в театре кукол в связи с богатством опыта визуальных трансформаций и анимированного цифрового контента. Произведен анализ типологии театральных кукол и особенностей их использования в современном театре: планшетные куклы как основной тип; активное использование и преображение предметной среды; повышение роли «живого» актера. В современном спектакле театра кукол артист виден и не скрывает, что управляет куклой; кукла маленькая и управляется артистом, который держит ее руками или отставляет в сторону, чтобы она пребывала в неподвижности, пока он совершает другое действие; в игру вовлекаются окружающие предметы, которые становятся персонажами, что позволяет вести речь об аналогии с действиями играющего ребенка и о кукле как о детской игрушке.
Результаты исследования. Выявлен феномен подобия позиции кукольника позиции ребенка, играющего с куклой в «режиссерскую игру», и рассмотрены особенности игровой режиссуры, сопровождающей действие, когда ребенок руководит происходящим непосредственно, все время находясь внутри процесса и рождает действие по ходу, испытывая «сопротивление материала». Кукольный театр проанализирован как средство обучения игре и взрослых, пришедших как зрители, и детей, если после посещения театра взрослые реализуют увиденное в игре с детьми; как действенная помощь в преодолении когнитивной центрации.
Выводы. Опыт современного театра кукол может перевести режиссерскую игру ребенка на качественно новый уровень, учитывая свойства «куклы-субъекта», и способствовать регуляции поведения, пониманию других, обладающих меняющимися свойствами, на которые необходимо ориентироваться для реализации замысла, способности быстро реагировать на возникающие препятствия и умению отказываться от самого интересного и продуктивного сценария. Кукла задает свои правила обращения с ней, что приводит к единству аккомодационной и ассимиляционной направленности интеллекта, когда развитие ребенка происходит в процессе отрыва от наглядности, жесткого привязывания к окружающей реальности, в выходе в сознании за пределы близкого времени и видимого пространства.
Актуальность. Распространенные на сегодняшний день типологии и категории детских игрушек определяются в основном производителями и розничными продавцами детских товаров. Такая классификация редко учитывает теоретические аспекты детского развития и не отражает потенциал игрушек как инструментов для стимулирования когнитивных, эмоциональных и физических способностей у детей младшего возраста.
Цель. В данном исследовании были предложены три критерия для классификации игрушек на основе культурно-исторического подхода: степень их реалистичности, степень антропоморфности и степень детализации. Эти критерии были выбраны в результате анализа теоретических работ, выполненных в рамках культурно-исторического подхода.
Дизайн. Предложенные критерии были проверены в ходе эксперимента по определению предпочтений детей в отношении игрушек. В нем приняли участие 129 детей в возрасте 3–4 лет. Экспериментальные данные подтвердили, что большинство детей предпочитают реалистичные и детализированные игрушки, а не те, которые обладают меньшими выразительными характеристиками. Кроме того, был проведен анализ влияния социально-демографических факторов и индивидуальных показателей развития детей на их игровые предпочтения.
Результаты. Исследование показало, что среди различных социально-демографических факторов только пол ребенка и количество братьев и сестер в семье являются значимыми предикторами предпочтений в отношении игрушек. Было обнаружено, что ни одна из характеристик развития ребенка (невербальный интеллект, исполнительные функции и эмоциональное понимание) не является значимым предиктором, определяющим предпочтение определенным игрушкам.
Выводы. Предположение о том, что игрушки можно оценивать с точки зрения их реалистичности и степени детализации, нашло эмпирическое подтверждение. Результаты этого исследования могут быть полезны при разработке дальнейших исследований и в практическом решении вопроса выбора игрушек для детей в возрасте 3–4 лет.
- 1
- 2